Масштабируем бизнес во франчайзинговые сети для увеличения чистой прибыли
16.04.2015
Предприниматели неплохо осведомлены о франчайзинговых схемах, и почти половина из них считает ведение такого бизнеса выгодным в России. Таковы результаты всероссийского опроса предпринимателей, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в партнерстве с Российской ассоциацией франчайзинга (РАФ) в феврале 2015 г.*
Бизнес довольно хорошо осведомлен о франчайзинге: более половины опрошенных предпринимателей по крайней мере имеют об этом общее представление, сообщив, что они что-то слышали о франчайзинге (53%). Еще четверть опрошенных предпринимателей (26%) хорошо знают, что такое франчайзинг.
Две трети информированных о франчайзинге руководителей (65%) смогли верно охарактеризовать суть ведения бизнеса по данной схеме. При этом около четверти предполагали, что за франчайзингом стоит открытие филиалов или сетевой бизнес, а также выкуп бизнеса или идей. Примечательно, что корректно понимают, что из себя представляет франчайзинг, в основном предприниматели, занятые в сфере оптовой и розничной торговли, а также в сфере строительства и операций с недвижимостью.
До половины представителей бизнеса (45%), осведомленных о франчайзинге, считают, что сегодня в России работать по франшизе для предпринимателей выгодно. Основным преимуществом такого бизнеса была названа возможность работать от имени известного бренда и по отработанной бизнес-модели, о чем сказал каждый третий предприниматель. К числу самых серьезных недостатков относятся наличие большого числа ограничений со стороны правообладателя, а также высокая стоимость франшиз.
Среди опрошенных предпринимателей 17% потенциально заинтересованы в приобретении франшизы, но в настоящее время либо столкнулись с трудностями, либо заняты поиском подходящей франшизы. В ведении такого бизнеса в первую очередь заинтересованы представители малого и среднего бизнеса.
Осведомленность бизнеса о Российской ассоциации франчайзинга в настоящее время находится на невысоком уровне: хорошо знают о данной организации 5% предпринимателей, осведомленных о системе франчайзинга, и еще пятая часть этой группы опрошенных что-то слышали о РАФ.
* Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в феврале 2015 г. Опрошено 500 руководящих сотрудников предприятий микро, малого, среднего и крупного бизнеса в 8 федеральных округах России. Критерии разбивки предприятий по размеру установлены согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Статистическая погрешность не превышает 4,4%.
Таблица № 1. Распределение ответов на вопрос: «Знаете ли Вы или слышите сейчас впервые о таком термине, как «франчайзинг»?», в % от всех опрошенных
Хорошо знаю, что он означает | 26 |
Что-то слышал | 53 |
Не знаю, слышу впервые | 21 |
Таблица № 2. Распределение ответов на вопрос: «Как бы Вы кратко могли охарактеризовать, что из себя представляет франчайзинг?», в % от опрошенных, осведомленных о франчайзинге
В целом по выборке | Малый бизнес | Средний бизнес | Крупный бизнес | |
---|---|---|---|---|
Ответили верно | 65 | 63 | 65 | 100 |
Дали другой ответ | 25 | 28 | 21 | 0 |
Затруднились ответить | 10 | 9 | 14 | 0 |
Таблица № 3. Распределение ответов на вопрос: «Если говорить в целом, по Вашим оценкам, выгодно ли сегодня предпринимателям в России работать по франшизе?», в % от опрошенных, осведомленных о франчайзинге
Очень выгодно | 2 |
Скорее выгодно | 43 |
Скорее не выгодно | 23 |
Крайне невыгодно | 3 |
Затрудняюсь ответить | 29 |
Таблица № 4. Распределение ответов на вопрос: «Хотели бы Вы лично заняться бизнесом по франшизе?», в % от опрошенных, осведомленных о франчайзинге
Уже веду бизнес по франчайзинговой схеме | 2 |
Хотел бы, но пока есть сложности, барьеры | 17 |
Нет, меня это не интересует | 81 |
Таблица № 5. Распределение ответов на вопрос: «При каких условиях такие предприниматели как Вы стали бы активнее открывать бизнес по франчайзинговой схеме?»**, в % от опрошенных, осведомленных о франчайзинге
Быстрая окупаемость, более выгодные условия сотрудничества | 32 |
Улучшение экономической ситуации в целом | 28 |
Наличие специальных кредитных / банковских продуктов для таких предприятий | 23 |
Наличие государственных программ поддержки для таких предприятий | 19 |
Больше доступной информации о франчайзинге | 17 |
Специальные обучающие программы по франчайзинговому бизнесу | 14 |
Доступная юридическая поддержка | 13 |
Доступность консалтинговых услуг в этой области | 10 |
Ни при каких условиях | 32 |
Другое | 3 |
Затрудняюсь ответить | 16 |
**Сумма ответов превышает 100%, т.к. вопрос предусматривал возможность множественного выбора.
Источник: rusfranch.ru