Масштабируем бизнес во франчайзинговые сети для увеличения чистой прибыли

Бизнес о преимуществах и недостатках франчайзинга в России

16.04.2015

Предприниматели неплохо осведомлены о франчайзинговых схемах, и почти половина из них считает ведение такого бизнеса выгодным в России. Таковы результаты всероссийского опроса предпринимателей, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в партнерстве с Российской ассоциацией франчайзинга (РАФ) в феврале 2015 г.*

Бизнес довольно хорошо осведомлен о франчайзинге: более половины опрошенных предпринимателей по крайней мере имеют об этом общее представление, сообщив, что они что-то слышали о франчайзинге (53%). Еще четверть опрошенных предпринимателей (26%) хорошо знают, что такое франчайзинг.

Две трети информированных о франчайзинге руководителей (65%) смогли верно охарактеризовать суть ведения бизнеса по данной схеме. При этом около четверти предполагали, что за франчайзингом стоит открытие филиалов или сетевой бизнес, а также выкуп бизнеса или идей. Примечательно, что корректно понимают, что из себя представляет франчайзинг, в основном предприниматели, занятые в сфере оптовой и розничной торговли, а также в сфере строительства и операций с недвижимостью.

До половины представителей бизнеса (45%), осведомленных о франчайзинге, считают, что сегодня в России работать по франшизе для предпринимателей выгодно. Основным преимуществом такого бизнеса была названа возможность работать от имени известного бренда и по отработанной бизнес-модели, о чем сказал каждый третий предприниматель. К числу самых серьезных недостатков относятся наличие большого числа ограничений со стороны правообладателя, а также высокая стоимость франшиз.

Среди опрошенных предпринимателей 17% потенциально заинтересованы в приобретении франшизы, но в настоящее время либо столкнулись с трудностями, либо заняты поиском подходящей франшизы. В ведении такого бизнеса в первую очередь заинтересованы представители малого и среднего бизнеса.

Осведомленность бизнеса о Российской ассоциации франчайзинга в настоящее время находится на невысоком уровне: хорошо знают о данной организации 5% предпринимателей, осведомленных о системе франчайзинга, и еще пятая часть этой группы опрошенных что-то слышали о РАФ.

* Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в феврале 2015 г. Опрошено 500 руководящих сотрудников предприятий микро, малого, среднего и крупного бизнеса в 8 федеральных округах России. Критерии разбивки предприятий по размеру установлены согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Статистическая погрешность не превышает 4,4%.

Таблица № 1. Распределение ответов на вопрос: «Знаете ли Вы или слышите сейчас впервые о таком термине, как «франчайзинг»?», в % от всех опрошенных

Хорошо знаю, что он означает 26
Что-то слышал 53
Не знаю, слышу впервые 21

Таблица № 2. Распределение ответов на вопрос: «Как бы Вы кратко могли охарактеризовать, что из себя представляет франчайзинг?», в % от опрошенных, осведомленных о франчайзинге

   В целом по выборке Малый бизнес Средний бизнес Крупный бизнес
Ответили верно 65 63 65 100
Дали другой ответ 25 28 21 0
Затруднились ответить 10 9 14 0

Таблица № 3. Распределение ответов на вопрос: «Если говорить в целом, по Вашим оценкам, выгодно ли сегодня предпринимателям в России работать по франшизе?», в % от опрошенных, осведомленных о франчайзинге

Очень выгодно 2
Скорее выгодно 43
Скорее не выгодно 23
Крайне невыгодно 3
Затрудняюсь ответить 29

Таблица № 4. Распределение ответов на вопрос: «Хотели бы Вы лично заняться бизнесом по франшизе?», в % от опрошенных, осведомленных о франчайзинге

Уже веду бизнес по франчайзинговой схеме 2
Хотел бы, но пока есть сложности, барьеры 17
Нет, меня это не интересует 81

Таблица № 5. Распределение ответов на вопрос: «При каких условиях такие предприниматели как Вы стали бы активнее открывать бизнес по франчайзинговой схеме?»**, в % от опрошенных, осведомленных о франчайзинге

Быстрая окупаемость, более выгодные условия сотрудничества 32
Улучшение экономической ситуации в целом 28
Наличие специальных кредитных / банковских продуктов для таких предприятий 23
Наличие государственных программ поддержки для таких предприятий 19
Больше доступной информации о франчайзинге 17
Специальные обучающие программы по франчайзинговому бизнесу 14
Доступная юридическая поддержка 13
Доступность консалтинговых услуг в этой области 10
Ни при каких условиях 32
Другое 3
Затрудняюсь ответить 16

**Сумма ответов превышает 100%, т.к. вопрос предусматривал возможность множественного выбора.

Источник: rusfranch.ru