Масштабируем бизнес во франчайзинговые сети для увеличения чистой прибыли
29.04.2015
Торговое право, 2012
Аннотация:
Франчайзинг на российском потребительском рынке успешно развивается. Однако до сих пор отсутствует официальное пояснение является договор коммерческой концессии аналогом зарубежного договора франчайзинга. В статье проанализированы основные подходы к регулированию франчайзинговых отношений, в том числе рассмотрены подходы к использованию программно- целевого метода в развитии франчайзинга. Автором проведена оценка социально- экономического эффекта от развития франчайзинга на потребительском рынке России.
Ключевые слова:
Франчайзинг, пользователь, правообладатель, интеграция в торговле, франчайзинговая система, программно-целевой подход, договор коммерческой концессии.
За последние двадцать лет значительное количество иностранных терминов уверенно вошли в бизнес терминологию предпринимателей из России и стран ближнего зарубежья, расположенных на постсоветском пространстве. Одним из таких терминов иностранного происхождения можно назвать термин «франчайзинг» и все производные от него «франшиза», «франчайзер», «франчайзи» и т.д. Эти термины, а также их аналоги и синонимы отсутствовали в отечественной правовой системе до заимствования из законодательства стран дальнего зарубежья.
Благодаря тому, что и сама бизнес- технология была заимствована, а также и первые «цивилизованные» франшизы пришли на российский рынок из за рубежа, у большинства предпринимателей и научного сообщества франчайзинг долгое время ассоциировался с зарубежной экспансией на российский рынок. По мере расширения сферы применения франчайзинга данная технология все чаще стала применяться отечественными предпринимателями для выхода на региональные рынки и реализации интеграционной политики субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства.
Несмотря на постоянный рост популярности франчайзинга, официального толкования термина «франчайзинг» в Российской Федерации до сих пор не существует, что, однако, не мешает его применять разработчикам программных документов (стратегий социально-экономического развития, программ развития потребительского рынка, торговли, поддержки малого бизнеса и т.п.), а предпринимателям успешно использовать франчайзинговую технологию при организации и осуществлении предпринимательской деятельности.
Франчайзинг или коммерческая концессия?
Российским бизнес-сообществом вот уже более 15 лет ведутся споры можно ли поставить знак равенства между договором коммерческой концессии и договором франчайзинга.
В комментариях к Гражданскому кодексу РФ[1] при толковании главы 54 «Коммерческая концессия» делается вывод, что термины коммерческая концессия и франчайзинг тождественны: «коммерческая концессия» – эквивалент известного в западном законодательстве понятия «франчайзинг», или «франшиза».
Вводя в поисковую строку информационно-справочных правовых систем запрос «франчайзинг» мы получаем список документов, в которых применяется термин «коммерческая концессия», исходя из чего, мы также делаем вывод, что и в этом случае, эти два термина используются в качестве синонимов.
В субъектах Российской Федерации также франчайзинговые отношения регулируются договором коммерческой концессии. В частности, в глоссарии к Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного собрания республики Карелия от 24.06.2010 № 1755-IV ЗС[2], представлено следующее определение: франчайзинг – коммерческая концессия, франшиза (от фр. franchir, «освобождать») – вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя торговые марки и/или бренды франчайзера. Это – метод тиражирования успешных малых предприятий. Утверждение, что франчайзинг является методом тиражирования успешных малых предприятий является спорным, так правообладателем (франчайзером) чаще всего выступает раскрученная торговая сеть, которая уже зарекомендовала себя на рынке, открывая новые филиалы, и теперь приняла решение расширить свою деятельность посредствам продажи франшизы. Пользователем (франчайзи) также могут являться как субъекты малого, так и среднего и крупного бизнеса, к примеру, региональные торговые сети могут приобрести франшизу федеральной торговой сети.
Арбитражные суды также приравнивают договоры коммерческой концессии к договорам франчайзинга. Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 27.04.2011 по делу № А67-4427/2010[3] в деле по требованию о признании незаключенным договора коммерческой концессии (франчайзинга), взыскании неосновательного обогащения, процентов направлено на новое рассмотрение, при котором необходимо выяснить исполнение обязательства по передаче пользователю технической и коммерческой документации, а также наличие у правообладателя регистрации исключительных прав» каждое упоминание договора коммерческой концессии сопровождается уточнением в скобках, что этот же договор является договором франчайзинга.
Большинство российских и зарубежных предпринимателей также считают, что организационно – экономическая сущность франчайзинговых отношений заложена в основу договора коммерческой концессии. Также торговые компании как при продаже франшизы заключают договоры коммерческой концессии. Именно поэтому ежегодно число заключенных договоров коммерческой концессии уверенно растет.
Вместе с тем ряд ученых в области права находят и различия между понятиями «коммерческая концессия» и «франчайзинг»: «Серьезным просчетом главы 54 ГК РФ стало то, что она свела отношения сторон по договору франшизы в основном к лицензионному соглашению - передаче за плату возможности пользоваться фирменным наименованием, товарными знаками, изобретениями и ноу-хау правообладателя. Между тем сущность франчайзинга состоит в передаче передового опыта, знаний от успешно работающих организаций другим, слабым в указанном отношении»[4].
Регистрация – основа
В соответствии с требованиями положений Гражданского кодекса РФ[5] договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме и подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (на сегодняшний день соответствующим органом является Роспатент). Несоблюдение одного из этих требований приводит к тому, что договор считается ничтожным.
Рис. 1 Число зарегистрированных договоров коммерческой концессии (субконцессии) в России[6]
За последние пять лет число ежегодно регистрируемых договоров коммерческой концессии (субконцессии) в Роспатенте возросло в несколько раз (Рис. 1), так в 2010 году было зарегистрировано на 280 процентов больше договоров коммерческой концессии, чем в 2006 году (1169 и 306 договоров, соответственно). Причем экономический кризис 2008 года в лишний раз продемонстрировал жизнеспособность франчайзинговой технологии, в период кризиса и посткризисные годы число регистрируемых договоров постоянно увеличивалось. Так в 2010 году было зарегистрировано 1169 договоров коммерческой концессии (субконцессии), что практически на 25 процентов больше, чем в 2009 году (940 договоров) и более чем на 125 процентов больше, чем в 2008 году (519 договоров).
Необходимость обязательной регистрации договоров коммерческой концессии в Роспатенте вызывает множество споров в бизнес-сообществе. Ряд предпринимателей установление законодателем таких требований считает излишним бюрократическим барьером на пути франчайзинга в России, вызывающим дополнительные издержки, в том числе у субъектов малого предпринимательства, приобретающих франшизу. В то же время общая ситуация в области интеллектуальной собственность и, в первую очередь, нарушения в этой области в дополнительный раз доказывает целесообразность установления требования по обязательной регистрации договоров коммерческой концессии и субконцессии.
Изменчивый франчайзинг
На страницах журнала мы уже давали краткий обзор и комментарий к изменениям, которые в 2011 году были внесены в главу 54 «Коммерческая концессия» Гражданского кодекса РФ. Эти изменения должны были приблизить положения 54 главы Гражданского кодекса РФ к требованиям международного законодательства в сфере франчайзинга, вскоре мы увидим на практике, достиг ли законодатель преследуемой цели.
Традиционно во франчайзинговой системе предусмотрено два вида платежей: разовые (вступительный взнос) – паушальный платеж и периодические (регулярные взносы) – роялти. Текстом прежней редакции было предусмотрено, что «вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей», такая редакция вызывала несогласие у субъектов рынка, которые считали, подобная норма противоречит сути франчайзинговых отношений, которыми предусмотрены оба вида платежей. В свою очередь, российские предприниматели как до принятия изменений в Гражданский кодекс РФ, так и после них используют четыре основные схемы платежей:
По прогнозам, которые делаются уже сейчас, по мере развития рынка франшиз все чаще будет использоваться последняя схема, которая в действительности позволяет максимально отразить суть франчайзинговых отношений, так как первоначальный и периодические платежи фактически являются платой за интеллектуальную собственность, за право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав. Периодические платежи также идут у правообладателя на осуществление контроля деятельности пользователя, содержание отдела (департамента) поддержки франчайзи, рекламную поддержку и обучение франчайзи и т.п. Отказываясь от одного из видов платежей, правообладатель в реальности сужает свои обязанности по договору.
Одним из существенных изменений является возможность установления цен на предприятии пользователя франшизы. До внесения изменений вносить в договор было запрещено, такой договор признавался ничтожным.
Однако в связи с тем, что официально термин «франчайзинг» не введен в российскую правовую систему, обязать предпринимателей использовать договор коммерческой концессии для регулирования франчайзинговых отношений между субъектами рынка никто не имеет право. В этой связи ряд предпринимателей во избежание формальностей, вызванных заключением договора коммерческой концессии, заменяют его комплексом договоров, таких как лицензионный договор, договор поставки, договор на оказание услуг, агентский договор.
Программный подход
Существует мнение, что для дальнейшего развития франчайзинговых отношений в России необходимо создание федеральной программы развития франчайзинга в стране, и на ее основе разработка региональных программ. По нашему мнению, такой подход сейчас не будет иметь особой силы и признания, так как в зависимости от отрасли применения должны использоваться различные механизмы поддержки и развития франчайзинговых отношений. В первую очередь, в поддержке нуждаются потенциальные франчайзи – индивидуальные предприниматели, микропредприятия и малые предприятия, которые нуждаются в стартовом капитале для открытия предприятия по франшизе. Поэтому отдельные программы развития франчайзинга для всех отраслей экономики будут выглядеть громоздко. В этой связи на региональном уровне целесообразно включать мероприятия, направленные на развитие франчайзинга в отраслевые программы и целевые программы поддержки субъектов малого предпринимательства. Работа в данном направлении в настоящее время уже ведется, правда, весьма медленными темпами.
Рассмотрим существующие примеры включения мероприятий, посвященных развитию франчайзинга в действующие программные документы. В Таблице 1 сгруппированы данные об упоминании франчайзинговой технологии в региональных программных документах.
Таблица 1 - Франчайзинг в российских программных документах
Наименование программного документа | Положения программного документа, посвященные франчайзинговой технологии |
---|---|
Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года[7] |
«Инвестиционный сценарий… Для данного варианта характерны следующие основные черты и тенденции развития: постепенное развитие и внедрение новых методов и форм межкорпоративных взаимодействий (аутсорсинг, франчайзинг, факторинг)…» …Пример успешной электронной коммерции и франчайзинга в индустрии туризма в дальнейшем будет использован и в других отраслях экономики как пример лучшей практики… |
Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года[8] |
Развитие сферы услуг Повышение обеспеченности населения основными видами качественных и безопасных услуг Предпосылки:.. – агрессивная" маркетинговая политика, профессионализм персонала, совершенствование услуг оптовых организаций, рост стационарной розничной торговли, развитие франчайзинга… |
Стратегия развития потребительской сферы Краснодарского края до 2020 года[9] |
Необходимо стимулирование хозяйствующих субъектов отрасли с целью внедрения инновационных форматов:… – развитие эффективного инновационного метода – франчайзинг.. |
Городская целевая программа развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2010-2012 гг. [10] |
Предполагается развитие системных форм организации и интеграции розничной и оптовой торговли посредством: – дальнейшего развития сетевых торговых компаний, в том числе с использованием системы франчайзинга… |
Республиканская программа развития торговли на 2011 – 2015 годы[11], Республика Башкирия |
…В условиях экономической нестабильности наиболее эффективными способами ведения бизнеса в индустрии общественного питания являются развитие франчайзинга и внедрение сетевых форм организации предприятий общественного питания, прежде всего, в сегменте для населения со средним уровнем доходов… …Содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, действующих в сфере торговли, путем: повышения доступности информации об объектах недвижимого имущества для субъектов малого и среднего предпринимательства; расширения применения франчайзинга в сфере торговли и общественного питания как средства повышения конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства… …Совершенствование организации общественного питания, внедрение новых форм обслуживания населения, в том числе путем франчайзинга и развития сетевых форм организации предприятий общественного питания. |
Долгосрочная республиканская целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2012 - 2014 годы"[12] | Гранты начинающим малым предприятиям, компенсирующие затраты, связанные с созданием собственного бизнеса, - субсидии индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования в размере 80 процентов, но не более 300,0 тыс. рублей, следующих расходов: целевые расходы по регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя; расходы, связанные с началом предпринимательской деятельности; выплаты по передаче прав на франшизу (паушальный взнос); расходы, связанные с приобретением оборудования при заключении договора коммерческой концессии. |
Областная целевая программа «О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области» на 2012–2014 годы[13] |
Для стартующих субъектов МСП наиболее острой является проблема первоначального капитала. Инструменты – микрофинансирование, франчайзинг, лизинг. Расчетные цели – рост числа субъектов МСП, рационализация структуры промышленности (по размеру предприятий), устойчивость и маневренность производственного комплекса. |
В региональных программных документах весьма часто упоминается франчайзинг как метод ведения предпринимательской деятельности, в том числе подчеркивается его эффективность при развитии инфраструктуры рынка и малого предпринимательства. Однако конкретные меры и механизмы поддержки развития франчайзинговых отношений на региональном рынке практически не представлены.
Поддержка франчайзинга
Положительным сдвигом в развитии франчайзинговых отношений на потребительском рынке России в 2011 году является включение в программы развития малого и среднего предпринимательства мероприятий по предоставлению грантов (субсидий) на приобретение франшизы. Так, Программой развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы предусмотрена реализация специальной программы «Субсидирование затрат, связанных с приобретением франшизы по договору коммерческой концессии (франчайзинга)», целью которой является повышение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства за счет снижения затрат начинающих субъектов малого предпринимательства на создание собственного бизнеса. Максимальный размер субсидии одному субъекту малого предпринимательства составляет 50 процентов документально подтвержденных затрат, связанных с заключением и исполнением договора коммерческой концессии (франчайзинга), но не более 1000,0 тыс.рублей (за вычетом налога на добавленную стоимость). Такие же субсидии предусмотрены и в других регионах России. В частности, в письме Минэкономразвития РФ от 31.10.2011 № ОГ-Д05-1895 «О государственной финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства» разъясняется, что гранты начинающим малым предприятиям на создание собственного дела предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов по регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, выплат по передаче прав на франшизу (паушальный взнос) и приобретение оборудования при заключении договора коммерческой концессии.
Включение подобных мероприятий в программы развития потребительского рынка и торговли должен дать существенный социально – экономический эффект, так как развитие франчайзинговых отношений непосредственно влияет на уровень развития потребительского рынка.
Расширение сферы применения франчайзинга и увеличения числа российских франшиз, а также предприятий франчайзи, среди которых значительную долю должны составить субъекты малого предпринимательства будут способствовать решению таких актуальных проблем торговой отрасли (Таблица 2).
Таблица 2 Социально- экономический эффект развития франчайзинговых отношений в регионах России
Экономические индикаторы |
---|
Показатели развития франчайзинга на потребительском рынке России | Достигаемые результаты развития торговой отрасли посредствам развития франчайзинговых отношений |
---|---|
Рост объемов розничного оборота и увеличение оборота розничной торговли на душу населения |
Развитие сетевых структур предприятий розничной торговли за счет создания новых российских франшиз, появления новых правообладателей и увеличения числа предпринимателей, приобретших франшизу. Повышение результативности деятельности предпринимателей после приобретения франшизы, улучшение результатов их финансово - экономической деятельности. |
Увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от организаций торговли |
Увеличение доли налоговых поступлений по видам экономической деятельности «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» как за счет роста числа предпринимателей, вовлеченных в торговую деятельность и приобретших франшизу, так и за счет повышения эффективности деятельности действующих торговых организаций, вошедших во франчайзинговую систему. |
Социальные индикаторы |
---|
Показатели развития франчайзинга на потребительском рынке России | Достигаемые результаты развития торговой отрасли посредствам развития франчайзинговых отношений |
---|---|
Повышение территориальной и ценовой доступности товаров на потребительском рынке |
Снижение стоимости основных видов продовольственных товаров путем сокращения числа звеньев товародвижения, реализации товаров под собственной торговой маркой правообладателя (франчайзера) Повышение качества и безопасности реализуемых товаров и оказываемых услуг посредствам осуществления контроля правообладателем соблюдения стандартов деятельности пользователем франшизы. Развитие сетевых торговых компаний, работающих в формате «дискаунтер» за счет расширения франчайзинговой сети. |
Увеличение количества введенных в эксплуатацию торговых объектов, рост обеспеченности на 1000 жителей площадью торговых объектов |
Повышение уровня обеспеченности сети и максимальное приближение торговых организаций к местам проживания населения за счет расширения сети предприятий франчайзи и определения правообладателем эффективной сферы развития собственной торговой сети с учетом покупательной способности населения и уровня конкуренции на рынке. Рост инвестиций в развитие инфраструктуры потребительского рынка за счет достижения финансово- инвестиционного синергизма внутри франчайзинговой системы и интеграции капитала малого, среднего и крупного бизнеса. |
Рост доли современных предприятий розничной торговли (гипермаркетов, супермаркетов, дискаунтеров, минимаркетов) в общем количестве предприятий розничной торговли |
Внедрение в деятельность региональных торговых организаций прогрессивных методов продажи, современных информационно-коммуникационных технологий и новых видов услуг, за счет открытия предприятия пользователя по новым современным технологиям, передачи внутренних стандартов организаций, повышения уровня комфортности, культуры торгового обслуживания, в первую очередь, стандартов мерчандайзинга и переоснащения торговых предприятий пользователя, внедрения внутрикорпоративных информационных систем. Использование современных форм торгового менеджмента во франчайзинговой системе. Автоматизация деятельности субъектов франчайзинговой системы для обеспечения эффективного управления, оптимизации состояния складских запасов, структурирования и управления взаиморасчетов с поставщиками и покупателями. |
Рост числа малых и средних предприятий, включая микропредприятия, и результативности их деятельности |
Совершенствования механизма поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства посредствам применения:
|
Увеличение доли квалифицированных кадров, работающих в торговой отрасли |
Обеспечение создания новых рабочих мест за счет строительства новых торговых объектов по стандартам правообладателя и/или модернизация действующих торговых предприятий, в соответствии с требованиями франшизы. Повышение уровня подготовки кадров в сфере торговли за счет проведения обучения, контроля и аттестации сотрудников пользователя и держателя франшизы. Осуществление кадровой политики, интегрированной с управленческой, инвестиционной, финансовой, маркетинговой и производственной политикой внутри франчайзинговой системы. Проведение мероприятий по охране труда правообладателем на предприятиях пользователя франшизы. |
Итог
Естественно, на развитие франчайзинговых отношений будет непосредственно влиять рост осведомленности предпринимательского сообщества о франчайзинговой технологии. В этой связи необходимо проведение образовательных мероприятий, посвященных франчайзингу и заключению договоров коммерческой концессии, в регионах России, в настоящее время, несмотря на некоторое повышения уровня знаний предпринимателей о франчайзинге, четкое понимание технологии его применения отсутствует. Решению этой проблемы будет способствовать проведение конференций, круглых столов и прочих мероприятий на региональном и местном уровнях, а также проведение обучения начинающих и действующих предпринимателей в этой сфере. Наличие положительных примеров формирования франчайзинговых отношений на российском рынке может стать наилучшей рекламой для франчайзинга и будет способствовать дальнейшему его устойчивому развитию. Вместе с тем, первостепенным мероприятием для национального законопорядка и правовой практики является четкое определение и понимание сходства и различия понятий «коммерческая концессия» и «франчайзинг».
[1] Степанова С.А. Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации. - М.: «Проспект»; «Институт частного права», 2010 г. – 1504 с.
[2] Собрание законодательства Республики Карелия, № 6, июнь, 2010, ст. 628.
[3] Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда. Картотека арбитражных дел [Электронный ресурс];.http://ras.arbitr.ru/.
[4] Пугинский Б. И. Коммерческое право России. Учебник. — 2-е изд. — М: «Зерцало», 2006. — 350 с.
[5] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410
[6] Рисунок построен на основании данных, размещенных на официальном сайте Роспатента – http://www.rupto.ru.
[7] Постановление Законодательного Собрания Республики Карелия от 24.06.2010 N 1755-IV ЗС "О Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года" - http://www.gov.karelia.ru/Legislation/lawbase.html?lid=5402
[8] Закон Чувашской Республики от 04.06.2007 № 8 (ред. от 05.12.2011) "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года" (принят ГС ЧР 22.05.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) - http://www.chulaws.ru/index.php?ds=917314
[9] Приказ Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края от 10.12.2010 № 130 "Об утверждении Стратегии развития потребительской сферы Краснодарского края до 2020 года" (вместе с «Составом рабочей группы для осуществления контроля за ходом реализации Стратегии развития потребительской сферы Краснодарского края до 2020 года») - http://www.dps-kk.ru/www/dps-kk.nsf/wDoc/FAFEBE6A5A4DD9F4C325775C00251C65?opendocument.
[10] Постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2009 г. № 1507-ПП «О Городской целевой программе развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2010-2012 гг.» - http://docs.cntd.ru/document/3716967.
[11] Постановление Правительства РБ от 15.08.2011 N 287 «О Республиканской программе развития торговли на 2011 - 2015 годы» (вместе с «Нормативами минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по Республике Башкортостан на 2011 - 2015 годы») - http://gov-rb.ru/doc.php?doc=72017.
[12] Постановление Правительства Республики Хакасия от 20.10.2011 № 677 «Об утверждении долгосрочной республиканской целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2012-2014 годы» и внесении изменения в приложение 4 к Порядку проведения конкурсного отбора для предоставления в 2011 году грантов (субсидий) на создание и развитие бизнеса начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденному постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.07.2011 № 471 - http://www.r-19.ru/mainpage/documents/akty/post_prav/13416/21388/22018.html.
[13] Постановление Правительства Оренбургской области от 26.07.2011 № 647-пп «Об утверждении областной целевой программы О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области» на 2012 - 2014 годы" (вместе с Областной целевой программой «О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области« на 2012 - 2014 годы) - http://www.orenburg-gov.ru:8080/magnoliaPublic/regportal/blob?filetype=NPA&filename=02_09_2.53.5_647-пп_26.07.2011_1.pdf.