Масштабируем бизнес во франчайзинговые сети для увеличения чистой прибыли

Этот "стеснительный" франчайзинг

13.07.2015

О франчайзинге я узнала в университете (2001 г.), на предмете "банковское дело", в то время информации было очень мало, в учебнике были следующие понятия: Франшиза — объект договора франчайзинга, комплекс благ, состоящий из прав пользования брендом и бизнес-моделью франчайзера, а также иных благ, необходимых для создания и ведения бизнеса. В качестве франшизы могут выступать методы ведения бизнеса, товарный знактехнология со взаимными обязательствами и льготами между передающей (франчайзер) и получающей (франчайзи) сторонами, предоставляемые за плату и оформленные в соответствии с законом об охране интеллектуальной собственности. Собственно, взято из Википедии. Теория оказалась очень скучной и сухой. Не одного for example. 


В очередной раз я столкнулась с Франчайзингом в 2010 г., когда мы активно развивала продажу готового бизнеса. Однажды наша компания сопровождала сделку известного бренда турфирмы, перед подписанием договора купли-продажи готового бизнеса, необходимо было согласовать все документы по переходу прав: договор аренды в ТРЦ, трудовые договора, договор поставки товара и самый "загадочный" франчайзинговый договор, с последним оказалось забот больше всего. Мало того, наши юристы не могли его посмотреть, так как франчайзи подписал соглашение о конфиденциальности и не имел права показывать договор третьим лицам. Франчайзи созвонился с франчайзером и предупредил их о намерении передать права третьим лицам, так как продает свой бизнес, и ему нужно передать франчайзинговый договор юристу, на что был ответ, мы вам перезвоним и дадим свой ответ. Перезвонили на следующий день и прислали новый договор для нового франчайзи. Мне очень хотелось узнать что там такое сокровенное во франчайзинговом договоре и почему это так конфиденциально? Изучив договор, он состоял из основного договора на 40 листах и 10 приложений на 20 листах, "уау" я не сказала, обычный договор, но в нем я увидела один пункт-передача "Пособия для Франчайзи". Я быстренько набрала франчайзи и начала спрашивать, что в этом Пособии, а он мне в ответ, кроме договора, который он не читал до конца, ничего не было...


Интересненько, как же выглядит это Пособие и что там внутри? Меня очень долго мучал этот вопрос, я посетила не одну выставку по франчайзингу, узнавала у специалистов того времени, они качали головой и отвечали — все очень индивидуально и конфиденциально! Понятно, что ничего не понятно! 


На Buybrande в 2014 году, один очень замечательный человек, участник выставки, ответил всё же на мой вопрос, он взял лист бумаги и перечислил все пункты, которые обязательно должны быть во франчайзинговом пакете. Я готова была его расцеловать, ведь список действительно был полный и мало того, он был составлен из опыта создания и построения крупнейшей в Мире франчайзинговой сети продуктового ритейла. 


Вывод таков, если ты хочешь купить франшизу начни с этого самого перечня документов, которые они хотят тебе предоставить, затем обратись к брокерам они объяснят, что из этого списка очень важно, и на какие пункты необходимо обратить внимание. Этот список никакой конфиденциальности не представляет, конфиденциальностью является то, что заложено под каждым пунктом и то не всеми. Например, регистрация торговой марки — это, вообще, обязательная составляющая франшизы. Свидетельство должно быть выложено на сайте компании франчайзера. "Стеснительным" франчайзинг делаем мы его сами, когда стесняемся задать вопрос франчайзеру, во избежания отрицательного ответа. 

Если есть мечта — никогда не отступайте!