Масштабируем бизнес во франчайзинговые сети для увеличения чистой прибыли
14.02.2016
В прошлые выходные в Москве открылся первый полноценный магазин марки Victoria’s Secret, которая до этого не продавала у нас своё бельё. Торговую точку в ТЦ «Европейский» оформили в розовых тонах и украсили фотографиями моделей в белье. Это довольно необычное событие, потому что последние полтора года зарубежные марки в основном закрывали свои магазины в России. The Village попытался узнать у представителей компании, занимающейся франшизой Victoria’s Secret, что их сподвигло на такой поступок, но они отказались обсуждать любые вопросы бизнеса. Тогда мы решили разобраться, как иностранные компании вообще сейчас воспринимают Россию и готовы ли открывать новые магазины, кафе и другие заведения.
Недорогие удовольствия
«Кризис — это отличное время для выхода на рынок, так как стоимость входа снижается, а кризис рано или поздно закончится и те, кто смог укрепиться на рынке во время кризиса, однозначно выиграют. Именно поэтому такие гиганты онлайн-торговли, как, например, JD.com или AliExpress.com, агрессивно расширяются на российском рынке», — говорит Вячеслав Поспелов из агентства Geometry Global.
Открывать новые магазины планируют OBI, Leroy Merlin, Decathlon, H&M, Mango, Uniqlo, Monki, Forever 21, а также популярные фаст-фуд сети McDonald’s, KFC, Baskin-Robbins, Hesburger, Subway, Nathan’s Famous. С прошлого года на рынок вышло 40 международных брендов, порядка 40 % новичков отдали предпочтение только что построенным проектам — ТРЦ «Авиапарк», ЦДМ на Лубянке, «Кунцево Плаза», а также центральным торговым улицам. Одновременно рынок покинуло рекордное количество игроков: 11 зарубежных ретейлеров свернули свой бизнес в России. Среди них — Stockmann, Camaieu, Lindex и Rockport (эти данные приводятся в исследовании CBRE).
По словам директора по корпоративным коммуникациям BDO Unicon Outsourcing Галии Сайфутдиновой, в прошлом году выходом на российский рынок больше всего интересовались фирмы, занимающиеся общепитом, торговлей и строительством. Её компания помогает им разобраться в российских законах, зарегистрировать юрлицо, открыть счёт — в последний год таких обращений стало меньше.
По словам Сайфутдиновой, из ресторанов в кризис больше всего страдают те, кто ориентируется на средний ценовой сегмент: состоятельные люди не изменяют своим привычкам, а средний класс начинает ради экономии ходить в заведения попроще. Рестораторы открывают недорогие заведения с достойной едой. Это позволяет находить свою аудиторию и выделяться на фоне «Бургер Кинга» и «Макдоналдса». Например, итальянская сеть Alice pizza в последние полгода открыла уже две пиццерии в Москве. Здесь продают пиццу кусками, а не целиком — популярный итальянский перекус выступает альтернативой хот-догам.
Посетители магазинов тоже ищут более дешёвые альтернативы. В крупных сетях увеличивается количество товаров, которые выпускаются под маркой самой торговой сети, так как они начинают пользоваться повышенным спросом.
«Один из наших клиентов, пришедший на российский рынок ещё в прошлом году — ретейлинговая сеть среднего ценового сегмента, — в настоящее время планирует существенное увеличение количества торговых точек», — говорит Галия Сайфутдинова. По её словам, сейчас участились запросы от китайских и израильских компаний.
Компания Regus, занимающаяся коммерческой недвижимостью по всему миру, за последний год открыла три новых офиса, в том числе первый в Екатеринбурге. «Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, компания видит перспективы для развития», — говорит управляющий директор Regus в России Ирина Баева. По её словам, сейчас больше возможностей получить привлекательные условия от владельцев недвижимости, а то время как формат готовых офисов с обслуживанием до сих пор мало распространён на российском рынке. «Мы видим растущий спрос на небольшие офисы и на офисы, не требующие капиталовложений со стороны арендатора, с готовой отделкой, мебелью, подведёнными коммуникациями», — отмечает Баева.
Сделано в России
Рост валюты мотивирует продавцов повышать цены и искать альтернативы внутри страны. «В связи с постоянным ростом курса валют и высокой зависимостью от импорта мы планируем в 2016 году открыть полноценное производство в Московской области», — говорит гендиректор и соучредитель Lush Russia Дмитрий Азаров. Это позволит продавать продукцию компании по более доступной цене.
Сейчас в России производится лишь 10 % продукции марки, остальное привозят из Англии, но с открытием своего завода компания полностью перейдёт на российскую продукцию. «Мы сможем уменьшить себестоимость продукции на 30%, что позволит сдерживать цены на товар», — говорит Азаров. Сейчас его компания рассматривает несколько производственных площадок в Москве и Подмосковье.
С марта прошлого года курс фунта вырос более чем вдвое, и Lush Russia подняла цены на 25 %. «Мы были вынуждены это сделать, иначе мы бы работали в убыток, — говорит Азаров. — Сейчас курс доллара снова поднялся, и нам всё же придётся повысить цену на наш товар — от 7 до 12%, в зависимости от колебаний курса».
Несколько лет подряд Lush в России занимал первое место в мире по проценту прибыли среди всех стран присутствия бренда, магазин в «Европейском» имел самый высокий оборот среди всех торговых точек марки. «Сейчас ситуация изменилась, и я не знаю ни одной розничной сети в России, которая бы заметно выросла за последний год, — говорит директор Lush Russia. — Всё, что связано с импортом, в настоящее время находится в убытке».
Импорт красоты
Некоторые компании начинают импортировать в Россию нематериальные ценности. К примеру, миланское креативное агентство The Optimist, которое выполняло заказы Nestle, Lindt и Royal Canine, открывает представительство в России. «Работа с дизайном на нашем рынке поставлена не очень хорошо. Многие продукты могли бы выглядеть намного привлекательнее на полках магазинов», — говорит представитель агентства Вера Романова. По её мнению, услугами итальянских дизайнеров могли бы заинтересоваться бренды, которые не могут себе позволить большие рекламные кампании и бонусы торговым сетям за премиальное место на полке. Заказчиками агентства могли бы стать и сети, развивающие собственные торговые марки. «Анализ цен показал, что даже при существующем курсе мы конкурентны, — говорит Романова. — Летом 2015 года было принято решение выходить в Россию, несмотря на ситуацию в экономике».
Несмотря на то что компании сейчас сокращают бюджеты на рекламу, итальянские дизайнеры надеются найти своих заказчиков. Фирмы, привыкшие работать с дорогими агентствами, теперь ищут альтернативу без потери качества. Загвоздка лишь в том, что многие российские фирмы заказывают дизайн за небольшие деньги. Результат бывает не слишком впечатляющий, но заказчики не видят в этом проблемы. Доказать, что красивый дизайн стоит потраченных денег, сейчас будет нелегко.
Источник: the-village.ru