Масштабируем бизнес во франчайзинговые сети для увеличения чистой прибыли
24.04.2016
Герой нашего времени, миллионер в 23 года, инвестор, предприниматель, франчайзер, председатель регионального отделения Ассоциации молодых предпринимателей России г. Ижевска, блогер, полуфиналист «Школы молодого миллиардера» журнала Forbes и Международной премии молодых предпринимателей EQ GSEA, владелец нескольких компаний – все это про гостя сегодняшнего интервью Аяза Шабутдинова.
Франчай: Аяз, добрый день! Первый вопрос к Вам: дайте свое определение «франчайзингу».
Аяз Шабутдинов: Если говорить вот так сходу, простым языком, то франшиза – упакованный набор инструкций, материалов, регламентов, работающая бизнес-модель для успешного ведения бизнеса, с поддержкой франчайзера. У нас на самом деле есть четко нами разработанное определение франчайзинга, потому что определений больше 100 разных. В России вообще на законодательном уровне никак понятие «франчайзинг» не аргументировано, поэтому мы родили свое, на своем собственном опыте.
Франчай: Кому, по Вашему мнению, подходит франчайзинг? Кто может стать франчайзи?
Аяз Шабутдинов: В первую очередь важно понимать, что франшиза – это не какая-то волшебная таблетка, как это воспринимают некоторые, когда ты купил и у тебя бизнес под ключ и все работает. К этому нужно относиться как к тому же бизнесу, в котором тебе кто-то помогает снаружи, в качестве управляющей компании, команды людей, которая сопровождает на пути становления тебя как предпринимателя. В общем, я думаю, самый правильный ответ: франшиза – это такой же бизнес, как и все остальные, просто здесь есть некая опробованная бизнес-модель, но впахивать и вкалывать нужно так же, как и в любом другом бизнес-проекте.
Франчай: Будут ли в ближайшее время представлены новые франшизы Холдинга Like?
Аяз Шабутдинов: Нет, мы наоборот сейчас сокращаем количество проектов, потому что не успеваем следить за качеством.
Франчай: Какие проекты останутся?
Аяз Шабутдинов: Останутся Coffee Like, Like Вarbershop, компания Like Центр. Like Центр – это проект, который дает бизнес-образование, там мы учим людей бизнесу на основе наших кейсов. Останется компания «Мафия Фуд», сейчас она одна из новых, началась в Курске. В этом предприятии у меня доля 50%. Сейчас я вхожу юридически в 37 бизнесов. В остальные буду погружаться и смотреть, если там бизнес интересный, твердый, стабильный, растущий, то остаюсь, если нет, то, к сожалению, буду продавать свою долю.
Франчай: То есть Вы оставляете именно те бизнесы, что эффективны сейчас?
Аяз Шабутдинов: Эффективны, масштабны. Скажем так, те бизнесы, которые могут стать мировой компанией, каждый из них. Например, Coffee Like. По данным исследований РБК, мы в России сейчас на 2 месте, после «Шоколадницы». Это результат за 2 года. Я понимаю, какой огромный потенциал в этой компании. У Like Barbershop большой потенциал выйти именно на мировой рынок – попасть в Штаты и Европу. В Праге я хочу открыть самостоятельный Barbershop, даже не по франшизе. Есть такая фраза: «Ничего личного, это бизнес». Она ко мне ни в коем образе не подходит: бизнес – это я, поэтому я имею право, имею, слава Богу, возможность выбирать что мне интересно, а что нет.
Франчай: Вы продвигаете свои франшизы через себя как бренд или используете другие источники продвижения?
Аяз Шабутдинов: Мы вообще их не продвигаем, честно говоря. Чтобы мы когда-то целенаправленно настраивали рекламу на франшизы… Может, это когда-то и было нашими маркетологами сделано. Я просто рассказываю, как мы делаем бизнес, публикуя кейсы у себя на странице в социальных сетях, люди интересуются. Сегодня мы посетили кофейню или тот же Barbershop, я выложил фотографии, говорю: «Вот ребята уже 2 года работают, это о чем-то говорит», и люди сами заинтересовываются. Мы показываем, как бизнес-процессы у нас выстроены. Сейчас начали описывать все неудачные бизнес-кейсы, чтобы было доверие к нашей компании. Мы говорим: «Вот здесь мы очень много денег потеряли». Мало кто готов делиться неуспешными кейсами. Это вызывает определенное доверие, поэтому продукт сам себя продает.
Франчай: Какая география у Ваших проектов?
Аяз Шабутдинов: Если говорить о местах, где мы вообще работали, то это Россия, Казахстан, Украина, Беларусь, Грузия, Чехия, был проект в Китае, открывали точку продажи еды, но сейчас он в заморозке. В компании был кассовый разрыв и поэтому закрыли пока.
Франчай: Какая сеть самая крупная по количеству франчайзи?
Аяз Шабутдинов: Coffee Like.
Франчай: Опишите портрет идеального франчайзи Холдинга Like.
Аяз Шабутдинов: Ну, вот ребята сидят (говорит о франчайзи из Тюмени).
На фото: Аяз Шабутдинов (в центре) и франчайзи Холдинга Like в Тюмени: Андрей Бурлуцкий и Сергей Сачко.
Франчай: Можно приложить фотографию к статье и сказать: «Эти ребята – идеальные франчайзи»? (смеемся)
Аяз Шабутдинов: На самом деле, они молодцы большие. Почему? Потому что они впахивают. У нас, как правило, в одном городе несколько франчайзи. Может быть и так, что один и тот же проект ведут разные франчайзи, и это очень видно. Например, в Саратове есть 2 девочки: Аня и Лена, они сейчас открывают Coffee Like. До них в городе работали по этой франшизе парни. Они первую кофейню открыли и закрыли ее. Эти парни нам говорили, что кофейня закрылась, т. к. бизнес-модель неэффективная и так далее, а на самом деле они просто не соблюдали никаких регламентов. Например, бариста в шортах на рабочем месте сидел, там же курил и т. д. И тут же девочки в этом городе открывают уже десятую кофейню. В общем, самый идеальный портрет – это человек, который следует всем регламентам, олицетворяет собой бренд, жестко работает.
Франчай: Бренд Холдинга Like – это все-таки Вы, Аяз?
Аяз Шабутдинов: В том числе. И в том числе поэтому мы сейчас сокращаем количество проектов. Говорю объективно: мы очень сильно потеряли в качестве. Чтобы люди понимали, у нас каждый месяц продается 300 000 стаканчиков кофе. Каждый месяц! И многие из этих клиентов знают, кто такой Аяз. И если где-нибудь во Владивостоке плохо обслужили, мне пишут: «Аяз, какие вы уроды, мудаки и т. д., почему у вас кофейня на 5 минут раньше положенного времени закрылась?»
Франчай: Как повлиял кризис и сегодняшняя экономическая ситуация на Ваш Холдинг?
Аяз Шабутдинов: Отвратительным образом. Мы фиксировали убытки, у нас был огромный кассовый разрыв, можно сказать, что кризис повлиял самым прямым образом.
Франчай: Можете рассказать интересную, вдохновляющую историю о Вашем франчайзи?
Аяз Шабутдинов: Да, Арслан Габидуллин из Казани, у него сейчас 7 кофеен. Он живет в Казани, есть жена, дети, долгое время он работал таксистом, потом решил заняться бизнесом. Открылся тяжело, не все получалось сразу же. У него были сложные периоды: чтобы платить зарплату сотрудникам, он устраивался обратно в такси. Сейчас у него все хорошо, 7 кофеен, я вижу, как у него собрания проходят с сотрудницами, там сидит Арслан и 15 девочек напротив него. Это не назвать вдохновляющей историей, это просто история предпринимателя, а они все вдохновляющие. Мы все пережили что-то, у всех есть такая история, просто вопрос в том, делиться ею или нет. Люди у нас в России любят типичные истории золушки: все было плохо, потом стало хорошо. Если вам нужна такая история – я вам их сто расскажу.
Франчай: На что посоветуете обратить внимание потенциальному предпринимателю, решившему купить франшизу? Как не ошибиться с выбором?
Аяз Шабутдинов: Нужно пообщаться с действующим франчайзи.
Франчай: Ваши франчайзи открыты к общению?
Аяз Шабутдинов: Не все, но найти можно.
Франчай: Посоветуйте 3 книги, которые на Ваш взгляд должен прочитать предприниматель как начинающий, так и действующий, чтобы быть успешным?
Аяз Шабутдинов: Я не фанат бизнес-литературы.
Франчай: Тогда, возможно, что-то из художественной литературы?
Аяз Шабутдинов: Сулицер Поль-Лу «Зеленый король», Айн Рэнд «Атлант расправил плечи», Теодор Драйзер «Финансист. Титан. Стоик».
Франчай: Аяз, благодарю за общение.