Телефон горячей линии
8 800 350 16 80

Рынок франчайзинга 2016 – мнения, пути развития

29.09.2016

Интернет-каталог франшиз «Франчай» провел социологическое исследование рынка франчайзинга по итогам первого полугодия 2016 года. В опросе участвовали компании России, развивающиеся по франчайзингу, стоит отметить, что из 700 компаний только 214 ответили на звонок, остальные же или не отвечали, или номер абонента попросту не существовал и выключен. 

49% опрошенных представляли торговлю, 28% – услуги, 15% – общепит, 8% – производство.

Из них большая часть, 43%, развивается через франчайзинг 5-10 лет, чуть меньше, 42% – менее 5 лет, остальные же 8% и 7% более 10 и 15 лет соответственно.

 

 

 

 

Диаграмма "Присутствие компаний на рынке франчайзинга"

Как показал опрос, мнение франчайзеров о текущей ситуации, довольно неоднозначное.

На вопрос «Какими вы считаете перспективы развития франчайзинга в России» 58% оценили их как достаточно высокие и очень высокие с положительной тенденцией развития. 10% отмечают стабильность и лишь незначительный спад. А вот серьезная часть в 20% считает их слабыми, а по мнению 5% франчайзеров в России же вообще регресс. Есть и часть предпринимателей, которые вообще не исследовали этот вопрос (7%). 

Диаграмма "Перспективы развития франчайзинга в России"

«Диагностические центры, наряду с ресторанами быстрого обслуживания и фитнес-центрами, входят в тройку самых низкорискованных франшиз, комментирует Олеся Нугуманова, специалист по франчайзингу Лабораторной службы «Хеликс». В популярных рейтингах готового бизнеса в первой десятке вы всегда встретите 2-3 бренда из мира лабораторной диагностики. Рост образования населения, повышение уровня доходов, доступность информации об исследованиях, популяризация здорового образа жизни – все это является слагаемыми увеличения сегмента профилактических исследований. А это напрямую сказывается на числе клиентов в Диагностических центрах. Рынок лабораторной диагностики, особенно в регионах, еще далек от насыщения. И здесь у крупнейших операторов рынка хорошие перспективы». 

Довольно радужно компании оценивают перспективы развития франчайзинга конкретно в своей отрасли. У 63% все положительно, лишь небольшие отклонения в обе стороны на 10%. А 5% из 100 наблюдают высокий прирост. 16% отметили снижение покупательской способности до 15 процентов, 10 же либо совсем закрыли франчайзинговое направление, либо ощущают застой и регресс. Есть и часть компаний, которые вовсе не интересуются этим вопросом – 6%.

Диаграмма "Перспективы развития франчайзинга в конкретной отрасли"

Своим мнением поделился Олег Протопопов, руководитель департамента развития SUBWAY Russia: «Мы довольно позитивно оцениваем текущую ситуацию на рынке франшиз. Согласно последним исследованиям рынка общественного питания, в России доля сетевых заведений продолжает расти и за прошедший год увеличилась более чем на 5%. Но нашему мнению, это происходит за счет ухода с рынка большого количества несетевых точек питания, экономика которых не жизнеспособна в текущей экономической ситуации. Предложение коммерческой недвижимости растет, собственники помещений умерили свои аппетиты и найти подходящее помещение по адекватной ставке стало намного проще. В то же время, практически не появляется новых франшиз в сфере быстрого питания. Возможно, именно эти факторы и плюс стабилизировавшаяся экономика привели к тому, что за последние несколько месяцев значительно увеличилось количество запросов о покупке франшизы».

Говоря о непосредственной продаже франшизы, большинство франчайзеров, 71%, придерживаются интернет-ресурсов, сюда входят интернет-каталоги, реклама и продвижение через Яндекс, Google, социальные сети, собственный сайт. 18% предпочитают также развитие через форумы и выставки по франчайзингу, 8% считают, что личные коммуникации и живые переговоры лучший способ продажи. Мнение своих франчайзи использует 2%, а к 1% франчайзеров заявки на покупку франшизы поступают сами.

Диаграмма "Каналы продаж франшизы"

«Мы используем разные ресурсы для продажи своей франшизы. Периодически ездим на региональные выставки по франчайзингу, для нашей концепции этот вариант удобен можно показать товар лицом. В большей степени опираемся на интернет-каталоги, поделилась опытом Мария Прецкайло, руководитель отдела развития Центра робототехники и программированию «Я и Ты». – Безусловно, рекламные кампании в Яндекс и Google приносят свои результаты, но размещение в интернет-каталогах приносит нам больше целевых заявок. Исходя из своего опыта, мы выбираем размещение в пакетах с наибольшими точками контакта «ВИП» или «Премиум», пришедшие заявки с лихвой покрывают расходы на них. К тому же стоимость размещения в каталогах сейчас довольно приемлема.

Что же касается территорий и городов актуальных для развития на сегодняшний день, здесь мнения разнятся, но довольно соразмерно. В лидерах вся страна - 20% опрошенных, желают развиваться в городах-миллионниках – 17%. Далее с небольшой лишь разницей – 15% франчайзеров планируют развитие в Сибирском, Южном, Уральском федеральных округах, 11% в странах СНГ и ближнем Зарубежье, 11% стремятся в Москву, Европу и Дальневосточный ФО, 9% – Центральный ФО. В 2016 году 11% франчайзеров ориентированы на города с населением свыше 300 и 500 тысяч человек, 5% на города с численностью от 50 и 100 тысяч человек, и лишь 1% стремится в провинцию и в населенные пункты с населением от 2 500 человек.

Диаграмма "Актуальные территории для развития франчайзинговой сети"

Подводя итог, можно отметить следующие тенденции – большинство франчайзеров для продажи франшизы используют интернет-каталоги и интернет-ресурсы, как достаточно экономичные и действенные, у большинства компаний положительная стабильность в деятельности. Тенденция развития в регионы осталась, но все-таки предполагаются крупные города. Также при опросе заметна некая внутренняя миграция специалистов по франчайзингу, это может привести к обновлению стратегии по развитию франчайзинга в компаниях.