Масштабируем бизнес во франчайзинговые сети для увеличения чистой прибыли

«Кот в мешке» или Не все франшизы одинаково полезны

07.12.2016

К сожалению, сегодня покупка франшизы похожа на покупку «кота в мешке» - при всех красивых цифрах и красочной упаковке, далеко не каждая франшиза способна принести прибыль. В статье речь пойдет о том с какими франшизами на рынке может столкнуться потенциальный франчайзи, что за ними скрывается и что ожидает потенциального франчайзи от покупки таких франшиз.

Тип №1 «Идеальная франшиза»

Вообще «Идеальных франшиз» на рынке не много, и они, как правило, очень дороги. К таким франшизам относятся «Старбакс», «Макдональдс» и т.п. Но это именно те франшизы, на которые надо равняться.

В идеале франшиза — это не просто работа под определенным брендом, это четко прописанные бизнес-процессы, полностью проработанные рекомендации по юридической части, готовые рекламные макеты, скрипты и т.д.

То есть все что тебе надо, это начать работать, а как работать и что делать – тебя научат, потому что сам франчайзер заинтересован в долгосрочной работе с тобой.

Основные признаки:

  • Договор коммерческой концессии;
  • Защищенный бренд;
  • Полный пакет прописанных бизнес-процессов;
  • Бизнес-план просчитан на практике до мелочей;
  • Готовые рекламные макеты на все случаи жизни. Иногда реклама и продвижение делаются франчайзером самостоятельно.

Основные минусы:

  • Высокая цена входа и инвестиций;
  • Как таковое отсутствие, либо большие ограничения в свободе принятия решений по продвижению и развитию своего бизнеса. Ты решаешь только операционные вопросы. Но кому-то это даже плюс.

№2 «Франшиза сбыта»

Истинной, а не делегируемой целью такой франшизы является налаживание канала сбыта собственной продукции твоими руками.

Этот принцип был позаимствован у MLM компаний, где всегда во главу угла ставится продукт. Но у MLM об этом говорится открыто, во франчайзинге это скрывают, умалчивают или иными способами стараются обойти вопрос стороной. Называть компании не буду, их много на рынке, но такие компании вы и сами сможете определить.

Классический пример – тебе продают франшизу уличного общепита, но по факту тебе продают оборудование для организации точки общепита. Или другой пример, тебе продают франшизу по производству какой-либо продукции. По факту же твое назначение - скупать сырье у франчайзера. Вот такие хитрые цепочки.

Основные признаки:

  • Договор может быть разным: и коммерческой концессии, и ставший модным «Договор ноу-хау», и агентский договор [!];
  • Пакет бизнес-процессов как правило отсутствует, либо бизнес-процессы прописаны в виде рекомендаций, без жестких рамок для франчайзи;
  • Франчайзер, как правило не организует обучения франчайзи, но могут закрепляться консультанты;
  • Возможны приманки – отсутствие паушального взноса, но он и не нужен, так как вы все равно у них должны что-то купить, в качестве инвестиций.

Основные минусы:

  • Поскольку основной бизнес франчайзера не связан с франшизой, то бизнес-план строится на теоретических выкладках, маркетинговых исследованиях, что на практике не всегда адекватно;
  • Франчайзер сам не имеет опыта в том бизнесе который тебе продает, не понимает сезонных изменений, влияния на бизнес геополитики и других макроэкономических факторов;
  • Большая свобода свобода в развитии своего бизнеса по франшизе может как увенчаться успехом, так и провалом;
  • Привязка только к одному поставщику, что опять же некоторым только в плюс.

№ 3 «Франшиза-спасательный круг»

Есть на рынке такая интересная категория франчайзеров, у которых собственный бизнес, в общем, не сильно-то и удается, иногда они доходят до грани разорения. Но тут в голову приходит спасительная идея – «А давайте, упакуем наш бизнес во франшизу, и сможем привлечь дополнительные средства для спасения нашего бизнеса от продажи франшизы».

По сути такие франчайзеры за счет продажи франшиз решают свои финансовые проблемы, а не масштабируют успешную бизнес-модель.

Что самое интересное, иногда находятся такие франчайзи, у которых этот бизнес идет намного успешнее, чем у самого франчайзера. К счастью, таких франчайзеров видно сразу – любые проблемы в бизнесе не проходят бесследно.

Основные признаки:

  • Ни разу еще не видел договоров коммерческой концессии. В основном агентские, но бывают и исключения;
  • Наличие финансовых проблем;
  • Слабо проработанные бизнес-процессы, но как правило их нет, есть только брендбук с материалами для самостоятельной рекламы. Потому что у самого франчайзера бизнес-процессы не отлажены;
  • Бизнес-план основан на реальных показателях, но преувеличенных и приукрашенных.

Основные минусы:

  • Бизнес-модель, заложенная во франшизу, изначально убыточна. Но возможно ты тот самый человек, который сможет эту модель вывести на прибыль и довести до ума!

№4 «Франшиза-идея»

С нынешним уровнем бизнес-образования упаковывать франшизы могут даже школьники. Пришла в голову оригинальная идея, упаковал ее во франшизу и продаешь, зарабатывая на этом деньги.

Часто вижу интервью «успешных франчайзеров», которые рассказывают, как они ехали на машине, им пришла в голову идея, поехали взяли займ, упаковали идею во франшизу, начали продавать, через месяц окупили займ и получили хорошую прибыль.

Но зачастую прибыль такие франшизы приносят именно в узкий промежуток времени, в «сезон», а потом начинается спад и разорение.

Основные признаки:

  • Именно здесь получил распространение договор ни о чем - «Договор ноу-хау», хотя по договору вообще непонятно в чем именно это «ноу-хау» заключается;
  • Франчайзер - собственник не одной франшизы и не имеет четко определенной специализации;
  • Бизнес-план основан на теоретических выкладках;
  • Все, что получает франчайзи это несколько невнятных рекомендательных инструкций и брендбук;
  • Собственники таких франшиз, в силу их массовости и недолговечности, вообще не заморачиваются защитой бренда и регистрацией торговых марок.

Основные минусы:

  • Неработоспособность франшизы, недолговечность;
  • Франчайзер не отвечает ни за что, не берет на себя никаких обязательств и ответственности, если что-то пойдет не так.

№ 5 «Франшиза-афера»

В целом, такой тип франшиз очень похож на предыдущий, потому что в основе лежит все та же пресловутая идея, еще ни разу не проверявшаяся на практике. За одним исключением.

Если в предыдущем случае франчайзер хоть как-то пытается поддерживать сеть франчайзи, то тут цель – быстро «навариться» и исчезнуть. В общем типичная, но сложно доказуемая схема мошенничества.

Основные признаки:

  • Фирма-франчайзер имеет черты «однодневки», в остальном все то же самое, что и в №4.

Несмотря на большое количество признаков «однодневок», есть всего два признака, которые наверняка скажут, что вы имеете дело с мошенниками: подставной руководитель/учредитель и сомнительный адрес. Вы никогда не найдете по юридическому адресу эту фирму, как никогда не найдете и того руководителя/учредителя, который записан в налоговой. От имени компании всегда будут выступать другие лица по доверенности, а то и без нее, вас вряд ли пригласят на встречу в офис, или же офис будет располагаться по адресу, отличному от юридического.

Основные минусы:

  • Вы потеряли свои инвестиции, еще даже не начав работать.

Ну и напоследок небольшое напутствие. Конечно, франшиза привлекательна тем, что не надо что-то самому придумывать, за тебя уже все придумали и сделали, как те двое из ларца, только зарабатывай деньги. Но сегодня франшиза – это модный вариант инвестиций, которые, увы, не всегда окупаются, так что будьте осторожны при покупке франшизы.

Автор: Антон Яковлев, собственник и руководитель Агентства безопасности бизнеса "Альгиз". Специалист по экономической и информационной безопасности.

Источник