Масштабируем бизнес во франчайзинговые сети для увеличения чистой прибыли
07.12.2016
К сожалению, сегодня покупка франшизы похожа на покупку «кота в мешке» - при всех красивых цифрах и красочной упаковке, далеко не каждая франшиза способна принести прибыль. В статье речь пойдет о том с какими франшизами на рынке может столкнуться потенциальный франчайзи, что за ними скрывается и что ожидает потенциального франчайзи от покупки таких франшиз.
Тип №1 «Идеальная франшиза»
Вообще «Идеальных франшиз» на рынке не много, и они, как правило, очень дороги. К таким франшизам относятся «Старбакс», «Макдональдс» и т.п. Но это именно те франшизы, на которые надо равняться.
В идеале франшиза — это не просто работа под определенным брендом, это четко прописанные бизнес-процессы, полностью проработанные рекомендации по юридической части, готовые рекламные макеты, скрипты и т.д.
То есть все что тебе надо, это начать работать, а как работать и что делать – тебя научат, потому что сам франчайзер заинтересован в долгосрочной работе с тобой.
Основные признаки:
Основные минусы:
№2 «Франшиза сбыта»
Истинной, а не делегируемой целью такой франшизы является налаживание канала сбыта собственной продукции твоими руками.
Этот принцип был позаимствован у MLM компаний, где всегда во главу угла ставится продукт. Но у MLM об этом говорится открыто, во франчайзинге это скрывают, умалчивают или иными способами стараются обойти вопрос стороной. Называть компании не буду, их много на рынке, но такие компании вы и сами сможете определить.
Классический пример – тебе продают франшизу уличного общепита, но по факту тебе продают оборудование для организации точки общепита. Или другой пример, тебе продают франшизу по производству какой-либо продукции. По факту же твое назначение - скупать сырье у франчайзера. Вот такие хитрые цепочки.
Основные признаки:
Основные минусы:
№ 3 «Франшиза-спасательный круг»
Есть на рынке такая интересная категория франчайзеров, у которых собственный бизнес, в общем, не сильно-то и удается, иногда они доходят до грани разорения. Но тут в голову приходит спасительная идея – «А давайте, упакуем наш бизнес во франшизу, и сможем привлечь дополнительные средства для спасения нашего бизнеса от продажи франшизы».
По сути такие франчайзеры за счет продажи франшиз решают свои финансовые проблемы, а не масштабируют успешную бизнес-модель.
Что самое интересное, иногда находятся такие франчайзи, у которых этот бизнес идет намного успешнее, чем у самого франчайзера. К счастью, таких франчайзеров видно сразу – любые проблемы в бизнесе не проходят бесследно.
Основные признаки:
Основные минусы:
№4 «Франшиза-идея»
С нынешним уровнем бизнес-образования упаковывать франшизы могут даже школьники. Пришла в голову оригинальная идея, упаковал ее во франшизу и продаешь, зарабатывая на этом деньги.
Часто вижу интервью «успешных франчайзеров», которые рассказывают, как они ехали на машине, им пришла в голову идея, поехали взяли займ, упаковали идею во франшизу, начали продавать, через месяц окупили займ и получили хорошую прибыль.
Но зачастую прибыль такие франшизы приносят именно в узкий промежуток времени, в «сезон», а потом начинается спад и разорение.
Основные признаки:
Основные минусы:
№ 5 «Франшиза-афера»
В целом, такой тип франшиз очень похож на предыдущий, потому что в основе лежит все та же пресловутая идея, еще ни разу не проверявшаяся на практике. За одним исключением.
Если в предыдущем случае франчайзер хоть как-то пытается поддерживать сеть франчайзи, то тут цель – быстро «навариться» и исчезнуть. В общем типичная, но сложно доказуемая схема мошенничества.
Основные признаки:
Несмотря на большое количество признаков «однодневок», есть всего два признака, которые наверняка скажут, что вы имеете дело с мошенниками: подставной руководитель/учредитель и сомнительный адрес. Вы никогда не найдете по юридическому адресу эту фирму, как никогда не найдете и того руководителя/учредителя, который записан в налоговой. От имени компании всегда будут выступать другие лица по доверенности, а то и без нее, вас вряд ли пригласят на встречу в офис, или же офис будет располагаться по адресу, отличному от юридического.
Основные минусы:
Ну и напоследок небольшое напутствие. Конечно, франшиза привлекательна тем, что не надо что-то самому придумывать, за тебя уже все придумали и сделали, как те двое из ларца, только зарабатывай деньги. Но сегодня франшиза – это модный вариант инвестиций, которые, увы, не всегда окупаются, так что будьте осторожны при покупке франшизы.
Автор: Антон Яковлев, собственник и руководитель Агентства безопасности бизнеса "Альгиз". Специалист по экономической и информационной безопасности.