Масштабируем бизнес во франчайзинговые сети для увеличения чистой прибыли

Вам продают франшизу. Какие преимущества у продавца?

24.04.2017

1. Правообладатель получаете возможность развивать сеть предприятий и увеличивать узнаваемость бренда и бизнес-концепции посредством ресурсов (финансовых, трудовых и т.п.), принадлежащих покупателю франчайзи. При продаже франшизы магазина франчайзер получает возможность расширять клиентскую базу и узнаваемость бренда торговой сети в новых регионах, осуществляя таким образом активную региональную экспансию. Все затраты на открытие нового торгового объекта по франшизе берет на себя франчайзи.

2. Покупатель франшизы, являясь собственником франчайзированного предприятия, эффективнее осуществляет свою деятельность, имея непосредственную заинтересованность в финансовом результате и развитии своего предприятия, соответственно, он больше мотивирован на результат по сравнению с управляющим – наемным работником.

3. Диверсификация рисков при открытии предприятия по франшизе, к примеру, при инвестировании риск распределяется между субъектами франчайзинговой системы – франчайзером и франчайзи, т.к. оба на стадии запуска нового предприятия сделали инвестиции, возможно и в разной форме.

4. Продавец франшизы освобождается от обязанностей по оперативному управлению предприятием, которое открыто по франшизе. Так, при открытии и последующем управлении магазином покупатель франшизы берет на себя следующие обязанности:

  • осуществляет подбор, адаптацию и первичное обучение новых сотрудников;
  • организует мероприятия по мотивации и контролю персонала пользователя франшизы на основе стандартов работы персонала, профиля должности и должностных инструкций, представленных франчайзером;
  • участвует в оценке деятельности персонала совместно с представителями франчайзера;
  • представляет интересы собственной организации (франчайзированного проекта) при взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, их должностными лицами и т.п.;
  • обеспечивает поддержание объектов недвижимости и иного имущества торгового объекта, закрепленного за предприятием франчайзи, в надлежащем состоянии;
  • осуществляет среднесрочное и оперативное планирование объемов продаж на предприятии франчайзи;
  • обеспечивает надлежащие условия хранения товаров и т.д.;
  • осуществляет оперативный контроль выполнения планов продаж, качества предоставляемых услуг предприятия, открытого по франшизе;
  • обеспечивает предоставление отчетности о работе предприятия, открытого по франшизе, франчайзеру и в государственные органы в случаях, предусмотренных действующим законодательством (к примеру, предоставляет информацию о хозяйствующем субъекте в торговый реестр);
  • проводит маркетинговые исследования в регионе функционирования предприятия по франшизе, в том числе анализирует региональный рынок, выявляет его тенденции;
  • в случае приобретения территориальной или мастер-франшизы обеспечивает развитие региональной сети.

В свою очередь, франчайзер освобождается от всех этих обязанностей, однако за ним остаются контрольные функции в части правильности организации работы предприятия по франшизе. Как правило, представители продавца франшизы в розничной торговле контролируют, насколько четко выполняются требования, закрепленные в стандартах франчайзера, в том числе:

  • соблюдается ли организационная структура магазина;
  • соблюдается ли ассортиментная и ценовая политика, разработанная франчайзером;
  • насколько четко персонал франчайзи соблюдает должностные и функциональные инструкции;
  • проводит ли франчайзи обучение своих сотрудников в соответствии с требованиями франчайзеры;
  • соблюдаются ли правила приемки, хранения и продажи товаров в магазине;
  • выполняются ли требования стандартов мерчандайзинга;
  • придерживается ли франчайзи и его сотрудники правил и технологии инвентаризации, описанной в стандартах;
  • правильно ли ведется учет и списание товарно-материальных ценностей;
  • как организован информационный обмен внутри франчайзинговой системы и т.п.

5. Продавец франшизы получает новый гарантированный источник доходов, т.е. плату франчайзи за пользование франшизы. В зависимости от условий договора покупатель франшизы берет на себя обязанность осуществлять разовые и/или регулярные платежи франчайзеру. Причем в зависимости от модели франчайзинговых отношений и, соответственно, тех обязательств, которые взял на себя франчайзер, платежи можно разделить на:

  • паушальный (первоначальный) взнос;
  • роялти (поддерживающие платежи);
  • оплата за поставку товара на предприятие пользователя франшизы, в случае если франчайзер является поставщиком товара на предприятия франчайзи;
  • взносы в маркетинговый и рекламные фонды;
  • взносы в фонд развития;
  • оплату дополнительных, в том числе консультационных и образовательных услуг;
  • лизинговые платежи (к примеру, в случае, если франчайзер является лизингодателем торгового оборудования).

6. Большинство франчайзеров, осуществляющих продажу франшизы в сфере розничной торговли, берут на себя обязанность по поставке товаров на предприятия пользователя франшизы, а франчайзи в свою очередь обязуется осуществлять покупку всего ассортимента товаров либо его части у франчайзера. Соответственно, продажа франшизы позволяет сформировать гарантированную сбытовую сеть, т.к. договоры заключаются на долгосрочной основе.

7. Франчайзер обладает правом осуществлять контроль деятельности предприятия пользователя франшизы и его сотрудников, таким образом достигается более высокий уровень выполнения корпоративных стандартов во франчайзинговой системе, чем при работе с дистрибьюторами, представителями.

О преимуществах франчайзи при покупке франшизы читайте здесь

О недостатках франчазинга для франчайзера читайте здесь

О недостатках франчазинга для франчайзи читайте здесь