Масштабируем бизнес во франчайзинговые сети для увеличения чистой прибыли

Как проверить реальность указываемых франчайзером коммерческих условий?

28.05.2017

В настоящий момент развитие франчайзинга в России переживает настоящий «бум». Если в США и Европе предпринимательство начало развиваться по франчайзинговой модели еще в сороковые года 20 века, то в России на франчайзинг – как на эффективный инструмент повышения прибыли и развития компаний – стали обращать внимание лишь с конца 90-х годов 20 столетия и начала 2000-х годов. И в «российском франчайзинге», как и предсказуемо, существуют свои особенности. Так, на законодательном уровне – франчайзинг не существует, как таковой, и отношения между франчайзером и франчайзи практически не урегулированы. Между продавцом и покупателем франшизы в лучшем случае заключается договор коммерческой концессии, который подразумевает передачу покупателю франшизы права на использование товарного знака и некоторых технологий ведения бизнеса. Второй особенностью «нашего франчайзинга» является то, что франчайзер не обязан и зачастую не раскрывает информацию об успешности и устойчивости своей бизнес-модели, включая финансовые результаты.

В США, если предприниматель приходит к выбору покупки той или иной франшизы, то он в свободном доступе на специальных интернет-порталах может изучить все финансовые показатели компании, предлагающей франшизу. Это закреплено законодательно.

К сожалению, отсутствие таких рычагов влияния на добросовестность франчайзера со стороны государства, приводит к тому что, 80% франшиз – это «пустышки».

Покупателю обещают «золотые горы» и быструю прибыль, а на деле – пару документов и экономический расчет «на коленке», без какого-либо сопровождения.

Как в нынешних реалиях, будущему покупателю франшизы не прогадать с выбором франшизы и проверить реальность условий, предлагаемых франчайзером?

В этой статье мы подобрали 8 проверенных советов, которые помогут будущему франчайзи сделать правильный выбор.

 

Совет № 1. Договор коммерческой концессии

Наличие договора коммерческой концессии – хороший признак серьезного подхода франчайзера. Грамотно проработанный договор с подробным отражением всех условий и требований как для первой, так и для второй стороны, требует очень много времени и хороших специалистов.

В реальности, вместо договора коммерческой концессии часто предлагают заключить лицензионный, дистрибьюторский, агентский и так далее, однако эти договоры зачастую не отражают всех условий предстоящего партнерства, а этот уже косвенный признак «пустышки».

 

Совет № 2. Статистика и исследования

Однако, договор коммерческой концессии – это совсем не гарантия успешности и будущих результатов покупателя франшизы. Покупателю франшизы следует обратить внимание на результаты исследований, например, исследование РБК по франчайзингу.

Данное исследование представляет рейтинг франшиз и количество заключенных и расторгнутых франшиз за год. Если расторгается небольшое число договоров или расторжений нет вовсе, то это свидетельствует об оправдании ожидании покупателей франшизы.

 

Совет № 3. Google в помощь

Один из самых легких способов узнать о франчайзинговой сети – это поискать отзывы в интернете. Если есть плохие отзывы, то они обязательно будут в сети.

 

Совет № 4. Количество франчайзинговых точек

При переговорах у франчайзера можно разузнать о количестве работающих франчайзинговых точек и запросить контакты франчайзи. Добросовестный франчайзер даст контакты без колебаний. Если у франчайзинговой сети нет точек и даже филиалов – это очень высокий риск для будущего покупателя франшизы.

 

Совет № 5. Звонок фрачайзи выбранной сети

Этот совет вытекает из предыдущего. Свяжитесь с работающими в сети франчайзи и попросите поделиться информацией и впечатлениями. Если есть недостатки – франчайзи сразу скажут об этом.

 

Совет № 6. Поездка к франчайзеру

Как говорится, человек верит только в то, что видит своими глазами. Договоритесь с франчайзером об экскурсии в головную точку. Если это онлайн-бизнес, то наличие «физического» офиса у франчайзера – важное преимущество. Отказ франчайзера в вашем приезде – тревожный звонок.

 

Совет № 7. Запрос экономических расчетов и бизнес-плана до заключения договора

Здесь речь идет не о франчайзинговом пакете, а о бизнес-плане, предоставляемом на этапе переговоров. Грамотный франчайзер адаптирует его под город открытия, не отделываясь “средним по больнице”. Плюс в интернете есть много чек-листов на проверку качества бизнес-плана.

 

Совет №8. Сопровождение

На этапе переговоров покупателю франшизы также следует узнать, как можно больше о сопровождении при запуске и работе франчайзинговой точки. Выезжает ли команда открытия для помощи франчайзи в запуске новой точки? Каким образом осуществляется сопровождение в дальнейшей работе? Эти пункты также должны быть обязательно прописаны в договоре.