Масштабируем бизнес во франчайзинговые сети для увеличения чистой прибыли
04.07.2017
Forbes подготовил очередной рейтинг франшиз. Немного о методологии:
Лонг-лист (194 франшизы) мы составляли, используя каталоги франшиз и базу данных Forbes. Отбирали только те компании, которые начали продавать франшизы не позднее декабря 2015-го (чтобы использовать для расчетов выручку и прибыль франчайзинговой точки за полный год) и открыли не менее 50 точек в России. Не вводили ограничений по размеру стартовых вложений (паушальный взнос, стоимость ремонта и оборудования, минимально необходимого объема товаров, аренды за первый месяц и т. д.). В шорт-листе осталась 51 франшиза, нижний порог инвестиций — на уровне 100 000 рублей. Данные предоставляли компании — владельцы франшиз. В полуфинальный список не попали франшизы, не предоставившие финансовых показателей, а также те, у кого число закрытых точек за 2016 год превысило 50% от числа открытых.
Франшизы в шорт-листе оценивались по средней годовой выручке одной франчайзинговой точки (максимальный балл 20), по маржинальности — отношению прибыли к выручке (максимальный балл 40) и соотношению прибыли и стартовых вложений — этот показатель позволяет рассчитать срок окупаемости франшизы (максимальный балл 40). Сумма баллов определяет место франшизы в рейтинге.
Перейдем к рейтингу:
1 место: Лабораторная служба Хеликс
Идея проекта принадлежит выпускнику биофака СПбГУ Юрию Андрейчуку. С 1998 года он занимался разработкой новых видов вакцин, а позже открыл небольшую лабораторию «Хеликс». Первая франшиза была продана в Петербурге в 2007 году. Сегодня «лабораторная служба Хеликс» — это более 250 центров по всей России. Франшиза представлена в пяти вариантах с разным стартовым капиталом: открыть центр с нуля стоит 700 000 рублей, для владельцев действующих клиник инвестиции составят около 150 000 рублей. «Хеликс» обещает потенциальным франчайзи бесплатное обучение и дополнительный доход от врачебных услуг.
2 место: Слетать.ру
С 2010 года интернет-гипермаркет «Слетать.ру» занимается подбором туров и предоставляет площадку для размещения предложений туристическим компаниям. В группу компаний также входят центр бронирования и IT-компания, разрабатывающая сервисы для туроператоров. В октябре 2014 года «Слетать.ру» начала строить франчайзинговую сеть. У компании одно собственное агентство в Санкт-Петербурге и 377 франчайзинговых точек в России от Калининграда до Хабаровска, 139 из них работают в Москве и Московской области. В год каждое агентство продает путевки на 29 млн рублей
3 место: IQ007
Первая школа скорочтения, каллиграфии, развития памяти и интеллекта для детей и взрослых IQ007 открылась в 2009 году в Златоусте. Систему франчайзинга владельцы школы запустили в 2013 году. Компания обещает франчайзи помощь в поиске помещения, ведении документооборота и планировании рекламных кампаний, а также берет на себя интернет-маркетинг в регионе партнера. Паушальный взнос для города с населением от 500 000 до 1 млн человек составляет около 600 000 рублей, выручка такого центра — около 540 000 рублей. Сегодня у IQ007 почти 250 филиалов в 136 городах России и ближнего зарубежья.
4 место: Unibrait
Компания Unibrait, созданная в Новосибирске, поставляет оборудование и компоненты для нанесения долговременного зеркального покрытия на изделия из любых материалов: от автомобильных дисков до рекламных щитов. У компании пять франчайзинговых предложений на каждую из собственных разработок. Самое дешевое — Unibrait Iron, позволяющее наносить на поверхность железо, — обойдется покупателю франшизы в 150 000 рублей. Чтобы не допускать конкуренции, компания ограничивает число франчайзи: до пяти в одном городе. Выплата роялти начинается с пятого месяца работы.
5 место: Samura
Компанию «Самура Рус» — продавца стальных и керамических японских ножей — создал Алексей Яковлев. Качественные ножи, изготовленные на заказ, он решил продвигать в среднем ценовом сегменте, чтобы заинтересовать кулинаров-любителей. Для продвижения продукции франчайзи используются рекламные кампании на телевидении — ножи представлены в передачах вроде «Едим дома» и «Смак». Инвестиции во франшизу Samura — это затраты на оборудование торговой точки и закупку стартовой партии ножей. Паушальный взнос и роялти отсутствуют, ножи франчайзи могут продавать с наценкой 95–120%.
6 место: СДЭК
Новосибирская компания занимается перевозкой грузов, товаров и деловой корреспонденции с 2000 года. СДЭК задумывался как интернет-магазин, но для начала нужно было решить проблему доставки. В итоге основатели стали развивать это направление, а продажи отошли на второй план. Освоив Сибирь и Дальний Восток, компания вышла за пределы домашнего региона. Сегодня экспресс-доставка осуществляется по всей России и миру — всего 60 000 заказов в сутки. За прошлый год количество франчайзинговых точек СДЭК выросло на 40%. Точки открыты в крупных и небольших городах России, СНГ и Китая.
7 место: GrossHaus
Франчайзинговый проект магазинов канцелярских товаров GrossHaus в 2009 году основали многопрофильная группа «Деловой стиль» из Нижнего Тагила, поставщик канцелярских товаров «Группа товарищей» и группа компаний Erich Krause. Проект предлагает франчайзинговые пакеты пяти форматов, магазины всех видов работают в формате самообслуживания. Паушальный взнос франчайзи составляет от 20 000 до 70 000 рублей, а роялти — 1% от объема продаж. Срок окупаемости точки — от 18 до 36 месяцев. Сегодня в сети 190 магазинов.
8 место: Tea Funny
Сеть кафе, торгующих напитком «баббл ти» (коктейлем на основе чая с добавлением желеобразных шариков с соком, молока и сиропов), благодаря развитию франшизы, разрослась за пять лет до 396 точек в России, Казахстане и Белоруссии. Владельцы франшизы предлагают партнерам не только поставку оборудования и его обслуживание, но и фирменные рецепты и сезонные меню. Сегодня у Tea Funny четыре франчайзинговых формата — от покупки нескольких позиций для расширения ассортимента до полноценного кафе. Средний объем стартовых вложений составит около 800 000 рублей.
9 место: Миэль
В начале 1990-х компания «Миэль» вместе с американскими партнерами разработала систему, которая обеспечивала автоматическую телефонную связь пресс-центра Белого дома. Позже фирму преобразовали в агентство риелторских услуг (аренда недвижимости, купля-продажа). У «Миэль» нет своих точек продаж, только франчайзинговые в России, Болгарии, Чехии, Испании, на Кипре. В Москве и области насчитывается около 80 офисов, при этом регион остается приоритетным для развития: примерно треть территории столицы, по данным компании, привлекательна для новых представительств сети.
10 место: Мастерская кухонной мебели «Едим дома!»
Мастерская кухонной мебели «Едим дома!» — совместный проект мебельной фабрики «Мария» и телеведущей Юлии Высоцкой — стартовал в конце 2015 года. На точку безубыточности, по данным компании, франчайзи может выйти уже в первый месяц, а окупить инвестиции — через полгода. Месячная выручка одной точки превышает 2 млн рублей. Компания обучает сотрудников новых студий созданию продукта, дизайну и технике продаж, помогает с оформлением и вывесками. Но самая сильная поддержка для франчайзи — популярность Высоцкой, которая сейчас ведет программу на НТВ и пишет кулинарные книги.
11 место: CMD
12 место: Джон Малыш
13 место: Fast and shine
14 место: White & Smile
15 место: Yotto Group
16 место: Gelateria Plombir
17 место: Вилгуд
18 место: Сёма
19 место: SUN Studio
20 место: Finn Flare
21 место: Van Cliff
22 место: Serginnetti
23 место: Traveler’s Coffee
24 место: 2ГИС
25 место: Burger Club