Масштабируем бизнес во франчайзинговые сети для увеличения чистой прибыли
01.08.2017
На вопросы о франшизе отвечает Игорь Присакарь, основатель и учредитель детского центра «Наукасити».
Франчай: Как пришла идея открыть данный бизнес?
Игорь Присакарь: Я создал «Наукасити» благодаря дочери. Она всегда интересовалась ботаникой: тщательно собирала гербарии, изучала живую природу. Когда Варя подросла, она стала увлекаться ботаникой и геологией ещё больше. Мы с женой решили развивать её интерес. Начали искать кружки в городе. Нашли школу юннатов во Дворце молодёжи, но расписание было неудобным. Курсов по геологии вообще не оказалось. А ещё у нас нет полноценных курсов по биологии, ботанике, геологии и физике.
Примерно в то же время, в октябре 2015 года, я поступил в бизнес-школу Сколково и познакомился с Юрием Белонощенко, основателем Бэби-Клуба. Он рассказывал нашей группе о своих спортивных достижениях и о сети детских клубов. На следующий день я познакомился с Владимиром Пирожковым, российским автомобильным дизайнером. Он занимается развитием детского научного образования в Москве — делает с детьми роботов и всяких дронов.
Общение с этими людьми натолкнуло на идею открытия научного центра для детей.
Франчай: Как пришли к осознанию того, что нужно развиваться по системе франчайзинга? Как привлекали первых франчайзи?
Игорь Присакарь: Бизнес-модель детского центра «Наукасити» изначально предполагала развитие франчайзинговой сети. Поэтому, как только мы открыли центр, сразу начали готовить все необходимые документы для «упаковки» бизнеса под франшизу. Сейчас у нас продано 2 франшизы, и первые франчайзи нашли нас сами. Первый центр, который откроется по франшизе, будет в Самаре. Ребята следили за развитием нашего центра через Интернет с момента открытия и уже через полгода нашей работы заинтересовались наличием франшизы; ещё через пару месяцев состоялась сделка. Второй город, где будет открыт «Наукасити» — это Екатеринбург (наш центр тоже находится в Екатеринбурге, емкость рынка позволяет нам открыть здесь еще 2 филиала). Семейная пара, купившая франшизу, водила своего ребенка к нам на курсы по химии.
Сейчас мы размещаемся на разных площадках по продаже франшизы, хорошо работает реклама в Фейсбуке и Яндекс Директ, участвуем в региональных выставках франшиз.
Франчай: Какими качествами должен обладать идеальный франчайзи?
Игорь Присакарь: Портрет нашего франчайзи:
Франчай: Какими вы видите перспективы развития своей франчайзинговой сети? Какие перспективы развития франчайзинга в России?
Игорь Присакарь: Развитие франчайзинговой сети «Наукасити» предполагает открытие центров в двух форматах: центр на 250-300 кв. м или филиал на 100-150 кв. м.
Для франчайзи из городов-миллионников мы рекомендуем открывать центр на 250-300 кв. м. Для городов с численностью от 300 тыс. человек — филиал на 100-150 кв. м.
Также в городах-миллионниках действует схема «Один город — одному франчайзи». Поэтому нет конкуренции между франчайзи внутри одного города, есть возможность сократить расходы на рекламу и назначить одного управляющего на все филиалы в городе. Это позволяет держать операционные расходы на низком уровне.
Франчайзинг в России станет индивидуализированным. Культурные особенности региона, экономика, региональные рынки и степень вовлечённости франчайзи в бизнес приведут к тому, что будет базовая франшиза (бренд, технологии, общая стратегия компании) и индивидуальные параметры франшизы (продуктовая матрица, ценовая политика, финмодель, маркетинг, размер инвестиций). Мы в Наукасити для каждого региона делаем свою стратегию выхода в этот регион и учитываем с десяток параметров. Так уменьшаются риски, легче привлекать партнёров и понятен приоритет между регионами.
Франчай: Какой совет вы можете дать предпринимателю, который находится в поиске франшизы?
Игорь Присакарь: Делать осознанный выбор бизнеса, которым хочется заниматься, и развивать. Прежде чем купить франшизу, подумайте над целесообразностью работы в той или иной сфере. Простой бизнес всегда легко копируется. Перспективнее выбрать франшизу с достаточно сложным бизнесом, но при обязательном условии, что франчайзер обеспечит качественное обучение персонала и консультационную поддержку.
Франчайзи также внимательно должен изучить финансовую модель франшизы и договор.
Подробнее о франшизе «Наукасити»
Справочно:
Открытие детского центра «Наукасити» — 02.07.2016 г.
Количество обучающихся детей: 200 постоянно (1700 в базе)
Примерный срок окупаемости проекта: 2 года
Первая проданная франшиза: июль 2017 г.