Масштабируем бизнес во франчайзинговые сети для увеличения чистой прибыли

Недостатки франчайзинга для франчайзи

04.09.2017

При продаже франшизы, рекламируя свое предложение, правообладатели весьма часто размещают информацию о плюсах своих предложений, т.е. описывают те конкурентные преимущества, которые получают приобретатели франшизы, однако про риски, сопряженные с работой по франшизе, умалчивается.

Рассмотрим недостатки для франчайзи (покупателя франшизы):

На российском рынке франшиз весьма высока доля «лжефраншиз», соответственно, существует вероятность, что будет приобретена франшиза, за наименованием которой отсутствует реальное содержание и поддержка со стороны франчайзера. В России отсутствует законодательно закрепленная норма обязательного раскрытия информации о франчайзере, соответственно, потенциальному покупателю франшизы весьма сложно, а порой невозможно получить достоверную информацию о финансовом положении разработчиков франшизы, опыте работы и условиях сотрудничества.

Необходимость осуществлять значительные инвестиции в приобретение франшизы (внесение первоначального (паушального) взноса, инвестиции в переоборудование предприятия под формат франшизы и т.п.). Существует риск, что инвестиции не окупятся. Так, при открытии магазина по франшизе покупатель несет следующие затраты: на ремонт помещения, на освещение, на приобретение торгового оборудования, на персонал, на закупку товара, программное обеспечение и другие расходы.

При продаже франшизы франчайзер может вводить в заблуждение покупателя о сроках окупаемости инвестиций и уровне рентабельности проекта. При покупке франшизы следует учитывать, что продавец франшизы не может гарантировать покупателю определенный уровень прибыли, все риски ложатся на франчайзи, поскольку в правовом смысле он остается самостоятельным субъектом на рынке. Причиной несовпадения обещаний франчайзера и реально достигнутых показателей работы и более длительного срока окупаемости может быть влияние внешних факторов, в том числе социально-экономических, политических, психологических и других.

Несоблюдение договорных условий продавцом франшизы: срыв поставки товаров, невыполнение обязательств по рекламной, консультационной и маркетинговой поддержке.

Покупатель франшизы в своей деятельности не имеет право принимать самостоятельные решения в части изменения стратегии деятельности организации. Все его решения, касающиеся деятельности франчайзированного предприятия, должны быть согласованы с франчайзером, таким образом, на практике наблюдается частичное ограничение деятельности пользователя франшизы правообладателем, у покупателя франшизы гораздо меньше прав, чем у правообладателя, но больше обязанностей.

Покупатель не может быстро выйти из франчайзинговой системы, разрыв франчайзингового договора сопряжен с существенными затратами, вызванными как потерей средств на переформатирование предприятия в соответствии с условиями франшизы, так и размером неустойки, которую необходимо оплатить владельцу франшизы за досрочное расторжение договора. Таким образом, франчайзинговая технология нацелена на долгосрочное сотрудничество и не предоставляет возможность «попробовать» работать по франшизе и «если не понравится», то просто отказаться без потерь. Заключение договора на столь длительный период, по нашему мнению, обусловлено следующими причинами:

Для франчайзера:

  • предметом договора является передача комплекса исключительных прав, на использование торгового товарного знака, технологии, ноу-хау и др., принадлежащих франчайзеру. Как известно, передача в пользование интеллектуальной собственности сопряжена с существенными рисками, связанными с утечкой информации;
  • одним из неотъемлемых элементов франчайзинговых отношений является проведение обучения франчайзером (правообладателем) пользователей франшизы и их сотрудников. Соответственно, существенным риском является то, что по окончании договора франчайзинга франчайзи откажется продлевать договор и будет использовать полученную им информацию в ходе организации собственного бизнеса, а возможно, и передаст эту информацию и непосредственным конкурентам франчайзера;
  • только при заключении долгосрочных договоров франчайзер – производитель товаров получает такое важное преимущество от сотрудничества с партнером, как гарантированный, а в большинстве случаев и управляемый, канал сбыта продукции.

Для франчайзи:

  • при приобретении франшизы предприниматель должен вложить существенные материальные ресурсы в переоборудование помещения под формат франчайзера, соответственно, длительность договора должна обеспечить условия, при которых предприниматель сможет как достичь срока окупаемости, так и получать прибыль, в противном случае такой вид сотрудничества не будет выгоден. Таким образом, у покупателя франшизы должна быть гарантия, что после того, как бизнес начнет приносить прибыль, франчайзер не расторгнет договор;
  • в средних и малых городах весьма часто складывается такая ситуация, что имидж и деятельность регионального предпринимателя взаимоувязаны с брендом франшизы. Наблюдается следующая психологическая ловушка – потребители ассоциируют местного предпринимателя только с концепцией франчайзера, и франчайзи для покупателей своего рода гарант качества товаров и услуг, реализуемых под конкретной торговой маркой.

Таким образом, заключение долгосрочных договоров, регулирующих франчайзинговые отношения, позволяет создать условия для сокращения уровня риска при сотрудничестве по франшизе. Особенно это актуально в условиях межгосударственной интеграции, когда зарубежному партнеру передается мастер-франшиза, франшиза на освоение территории всей страны.

В таблице систематизированы основные возможности и риски приобретения франшизы:

Декларируемое франчайзером преимущество для партнера по бизнесу

Риск для франчайзи

Возможность использования известного, зарекомендовавшего себя на рынке бренда

Приобретение франшизы у правообладателя- подражателя (клона)

Доступ к более дешевым кредитным ресурсам

Российские банки фактически не имеют специальных программ для предприятий- франчайзи. Им предлагают программы кредитования малого бизнеса, в большинстве своем с завышенным процентом по кредиту, на 2-5% выше, чем для среднего и крупного бизнеса

Надежная и выгодная система снабжения. Приобретение товаров по льготным ценам

Ограничения при формировании товарного ассортимента на предприятиях- франчайзи. Возложение на оператора обязательства приобретать товары только у франчайзера. Влияние на ценовую политику, диктат в области ценового предложения

Масштабная маркетинговая и рекламная политика

Франчайзер отстраняется от участия в рекламных мероприятиях, в большинстве случаев проведение региональной рекламной кампании ложится на плечи франчайзи. Ограничения в оформлении торгового зала, размещении pos-материалов и прочей рекламной информации в местах продаж

Рентабельность работы предприятий- франчайзи выше, чем у автономно функционирующих предприятий

Необходимость осуществлять роялти и сборы в рекламный фонд (устанавливается либо в размере фиксированного платежа, либо в форме процента от объема товарооборота), вне зависимости от финансового положения франчайзи

Долгосрочные партнерские отношения

Отказ от пролонгирования договора франчайзером. В отличие от зарубежных франчайзинговых договоров, заключаемых на 10-15 лет, российские франчайзеры заключают соглашения в среднем на срок от года до трех лет. После того как срок действия договора закончен, франчайзер, вместо того чтобы продлить действие контракта, открывает свое собственное предприятие в этом месте

О преимуществах франчайзера при продаже франшизы читайте здесь

О преимуществах франчайзи при покупке франшизы читайте здесь

О недостатках франчазинга для франчайзера читайте здесь