Масштабируем бизнес во франчайзинговые сети для увеличения чистой прибыли
04.09.2017
При продаже франшизы, рекламируя свое предложение, правообладатели весьма часто размещают информацию о плюсах своих предложений, т.е. описывают те конкурентные преимущества, которые получают приобретатели франшизы, однако про риски, сопряженные с работой по франшизе, умалчивается.
Рассмотрим недостатки для франчайзи (покупателя франшизы):
На российском рынке франшиз весьма высока доля «лжефраншиз», соответственно, существует вероятность, что будет приобретена франшиза, за наименованием которой отсутствует реальное содержание и поддержка со стороны франчайзера. В России отсутствует законодательно закрепленная норма обязательного раскрытия информации о франчайзере, соответственно, потенциальному покупателю франшизы весьма сложно, а порой невозможно получить достоверную информацию о финансовом положении разработчиков франшизы, опыте работы и условиях сотрудничества.
Необходимость осуществлять значительные инвестиции в приобретение франшизы (внесение первоначального (паушального) взноса, инвестиции в переоборудование предприятия под формат франшизы и т.п.). Существует риск, что инвестиции не окупятся. Так, при открытии магазина по франшизе покупатель несет следующие затраты: на ремонт помещения, на освещение, на приобретение торгового оборудования, на персонал, на закупку товара, программное обеспечение и другие расходы.
При продаже франшизы франчайзер может вводить в заблуждение покупателя о сроках окупаемости инвестиций и уровне рентабельности проекта. При покупке франшизы следует учитывать, что продавец франшизы не может гарантировать покупателю определенный уровень прибыли, все риски ложатся на франчайзи, поскольку в правовом смысле он остается самостоятельным субъектом на рынке. Причиной несовпадения обещаний франчайзера и реально достигнутых показателей работы и более длительного срока окупаемости может быть влияние внешних факторов, в том числе социально-экономических, политических, психологических и других.
Несоблюдение договорных условий продавцом франшизы: срыв поставки товаров, невыполнение обязательств по рекламной, консультационной и маркетинговой поддержке.
Покупатель франшизы в своей деятельности не имеет право принимать самостоятельные решения в части изменения стратегии деятельности организации. Все его решения, касающиеся деятельности франчайзированного предприятия, должны быть согласованы с франчайзером, таким образом, на практике наблюдается частичное ограничение деятельности пользователя франшизы правообладателем, у покупателя франшизы гораздо меньше прав, чем у правообладателя, но больше обязанностей.
Покупатель не может быстро выйти из франчайзинговой системы, разрыв франчайзингового договора сопряжен с существенными затратами, вызванными как потерей средств на переформатирование предприятия в соответствии с условиями франшизы, так и размером неустойки, которую необходимо оплатить владельцу франшизы за досрочное расторжение договора. Таким образом, франчайзинговая технология нацелена на долгосрочное сотрудничество и не предоставляет возможность «попробовать» работать по франшизе и «если не понравится», то просто отказаться без потерь. Заключение договора на столь длительный период, по нашему мнению, обусловлено следующими причинами:
Для франчайзера:
Для франчайзи:
Таким образом, заключение долгосрочных договоров, регулирующих франчайзинговые отношения, позволяет создать условия для сокращения уровня риска при сотрудничестве по франшизе. Особенно это актуально в условиях межгосударственной интеграции, когда зарубежному партнеру передается мастер-франшиза, франшиза на освоение территории всей страны.
В таблице систематизированы основные возможности и риски приобретения франшизы:
Декларируемое франчайзером преимущество для партнера по бизнесу |
Риск для франчайзи |
Возможность использования известного, зарекомендовавшего себя на рынке бренда |
Приобретение франшизы у правообладателя- подражателя (клона) |
Доступ к более дешевым кредитным ресурсам |
Российские банки фактически не имеют специальных программ для предприятий- франчайзи. Им предлагают программы кредитования малого бизнеса, в большинстве своем с завышенным процентом по кредиту, на 2-5% выше, чем для среднего и крупного бизнеса |
Надежная и выгодная система снабжения. Приобретение товаров по льготным ценам |
Ограничения при формировании товарного ассортимента на предприятиях- франчайзи. Возложение на оператора обязательства приобретать товары только у франчайзера. Влияние на ценовую политику, диктат в области ценового предложения |
Масштабная маркетинговая и рекламная политика |
Франчайзер отстраняется от участия в рекламных мероприятиях, в большинстве случаев проведение региональной рекламной кампании ложится на плечи франчайзи. Ограничения в оформлении торгового зала, размещении pos-материалов и прочей рекламной информации в местах продаж |
Рентабельность работы предприятий- франчайзи выше, чем у автономно функционирующих предприятий |
Необходимость осуществлять роялти и сборы в рекламный фонд (устанавливается либо в размере фиксированного платежа, либо в форме процента от объема товарооборота), вне зависимости от финансового положения франчайзи |
Долгосрочные партнерские отношения |
Отказ от пролонгирования договора франчайзером. В отличие от зарубежных франчайзинговых договоров, заключаемых на 10-15 лет, российские франчайзеры заключают соглашения в среднем на срок от года до трех лет. После того как срок действия договора закончен, франчайзер, вместо того чтобы продлить действие контракта, открывает свое собственное предприятие в этом месте |
О преимуществах франчайзера при продаже франшизы читайте здесь
О преимуществах франчайзи при покупке франшизы читайте здесь