Масштабируем бизнес во франчайзинговые сети для увеличения чистой прибыли
26.02.2019
Даже в рекордные –51°С в Новосибирске можно попробовать только что сорванные огурцы и помидоры от iFarm Project. Их выращивают в специальных вертикальных изолированных фермах — в настоящем грунте и без добавления химикатов.
В вертикальных фермах iFarm рост овощей, ягод и зелени не зависит от условий внешней среды — солнца, температуры за окном и так далее. Фермеры самостоятельно создают идеальные условия для растений — по климату, питанию и свету. И этим занимается нейронная сеть — она регулирует полив, время посадки семян, яркость ламп, температуру и качество воздуха.
Чтобы это стало возможным, предприниматели больше года экспериментировали с параметрами: создавали разные условия в вертикальных фермах, выращивали растения, а затем анализировали результаты с помощью хроматографа — системы для анализа смеси веществ.
Сейчас компания конкурирует с импортными производителями овощей и зелени и продаёт свою продукцию новосибирским ресторанам. Также зарабатывает на франшизе — за всё время работы, с осени 2017 года, компания получила более 500 заявок из разных стран.
В середине февраля предприниматели привлекли $1 млн от венчурного фонда Gagarin Capital и партнёров, среди которых гендиректор «1С-Битрикс» Сергей Рыжиков, бывший глава «Инвитро» Сергей Амбросов, сооснователь клиники «Атлас» Артём Руди и другие.
Найти свежие овощи в России
Александр Лысковский много лет занимался разработкой компьютерных игр — основал компанию Alawar Entertainment и Welltory, а позже инвестировал в ИТ-стартапы (Vedapulse, разработавший комплекс пульсовой диагностики для специалистов по традиционной медицине, анимационную студию Toonbox и другие).
В марте 2017 года Лысковский вместе с женой-фотографом отправился на два месяца в Париж. Пока супруга была занята на съёмках, предприниматель записался на кулинарные курсы для иностранцев, чтобы не скучать.
Несколько занятий студентов водили по французским рынкам — объясняли, как выбирать и покупать продукты. Лысковского поразило, какие вкусные овощи можно было купить на парижских рынках весной.
Научившись готовить несколько блюд, предприниматель рассчитывал, что сможет использовать для них продукты из Москвы или Новосибирска. Однако он заметил, что даже летом на российских рынках не было столько вкусных овощей.
Он выяснил, что в России никто не продаёт ультрасвежие овощи. Лысковский увидел свободную нишу и захотел её занять — привезти европейские или американские технологии и с их помощью выращивать и продавать овощи ценителям вкусных и свежих продуктов.
«Я понял, что это не только моя проблема. Больше всего поразила история моей знакомой со средним достатком. Она рассказала, что раз в неделю их семья закупает овощи на Даниловском рынке, а всё остальное время они едят консервированные помидоры, потому что, по её мнению, зимой в России не бывает вкусных свежих продуктов», — вспоминает Лысковский.
Предприниматель обратился к местным рестораторам и выяснил, что свежих овощей не хватает не только отдельным людям, но и ресторанам. Особенно остро не хватает продуктов зимой — овощи и салат закупают заграницей за большие деньги, а также везут много контрабандных продуктов, например итальянскую руколу, переупакованную в Сербии.
Отечественная «умная» ферма
Готовых технологических решений Лысковский не нашёл даже на зарубежных рынках. Тогда он обратился к знакомому строителю Константину Ульянову, который занимался теплоэффективными зданиями.
Лысковский попросил его построить дешёвую и быстровозводимую коробку, которая сможет нагреваться зимой и охлаждаться летом. Партнёры договорились и начали проектировать первую «умную» ферму iFarm.
Параллельно он искал агронома для проекта. Это оказалось непростой задачей — по словам Лысковского, эта профессия стала непопулярной в России, а агрономов закрытого грунта практически нигде не готовят. Подобных специалистов обычно ищут за границей.
Предприниматель говорит, что молодёжь перестала поступать в аграрные вузы, но даже для выпускников подобных заведений нет работы — в стране мало агрокомплексов. На душу населения в России в семь раз меньше теплиц, чем в Польше.
Партнёрами Лысковского стали трое: директор компании «Экоклимат-НСК» Константин Ульянов, агроном-предприниматель Александр Кузнецов и ИТ-специалист Максим Чижов.
В сентябре 2017 года он зарегистрировал ООО «Городские теплицы» и вместе с партнёрами начал строить «умную» ферму площадью 42 м² в новосибирском Академгородке. В ноябре теплица уже стояла, а в декабре предприниматели закончили работы по первичной автоматизации микроклимата.
В запуск первой теплицы iFarm Project Лысковский вложил $100 тысяч личных средств. Деньги пошли на закупку стройматериалов и грунта, оборудования (LED-фитоламп, кондиционеров, воздухоочистителя и так далее), а также на оплату труда строителей, инженеров и программистов.
Сейчас у iFarm два вида теплиц — три светопроницаемые и четыре вертикальные фермы.
Светопроницаемые теплицы возводят на открытой местности и с прозрачным потолком. Так уменьшаются затраты на освещение, однако в весенне-летний период, когда солнце перегревает теплицы, приходится использовать «сложные технологии». По словам Лысковского, это дорого и неэффективно, поэтому сейчас команда iFarm сосредоточена на вертикальных фермах.
Вертикальная ферма — это многоярусная изолированная конструкция, на которую не влияют условия окружающей среды. Внутри подобной фермы всё автоматизировано — температура и качество воздуха, подача света, воды и так далее.
Ещё одно отличие вертикальных ферм от светопроницаемых теплиц — в первых можно выращивать овощи в несколько ярусов. Сейчас iFarm строит ферму на 16 ярусов.
Команда и разработка
Детали для фермы основатели разрабатывали самостоятельно и заказывали на российских и зарубежных производствах.
По словам Лысковского, каждый модуль вертикальной фермы состоит из 105 деталей, 90 из которых можно купить в любом городе мира, а оставшиеся 15 нужно изготовить на заказ. Далее, когда готовые детали приходят в Новосибирск, инженеры iFarm собирают ферму, подключают к сети и запускают.
Но сложнее изготовления фермы или обучения нейронной сети предпринимателям было собирать команду специалистов.
Сейчас команда iFarm состоит из 30 сотрудников: инженеров, агрономов, агрохимиков, программистов, а также главного редактора сайта и специалиста по световым лампам.
«Самое сложное — это агрохимия и инженерия, — говорит Лысковский. — У нас за спиной опыт управления ИТ-компаниями. Мы знаем, где искать программистов и как ставить им задания. А вот с агрохимией не сталкивались. Я теперь знаю, что такое нематоды и корневой чехлик».
В январе 2018 года в первых светопроницаемых теплицах высадили клубнику — 42 куста трёх разных сортов. Уже в начале февраля собрали первый урожай — 20–30 кг ягод.
Первое время, пока урожай в теплицах был небольшим — около килограмма клубники в день, — iFarm не продавали свои ягоды и зелень, а приглашали на дегустацию шеф-поваров ресторанов, потенциальных инвесторов и друзей.
Руководители проекта советовались с людьми с чувствительными вкусовыми рецепторами — поварами и другими сотрудниками, — предлагали им три разных помидора черри и спрашивали, какой лучше. На основании отзывов шеф-поваров меняли настройки на фермах, чтобы получить наиболее вкусные овощи.
Стать известным без рекламы
В апреле 2018 года теплицы iFarm навестил создатель «Додо Пиццы» Фёдор Овчинников. Он попробовал овощи из теплиц и рассказал о проекте на своей странице в Instagram. Так у iFarm Project появились первые 100 заявок на покупку франшизы.
Полноценно продавать овощи команда стала только осенью 2018 года — 1000 горшков базилика, рукколы и салата романо с первой промышленной фермы iFarm ежедневно уезжают в ближайшие магазины и рестораны Новосибирска.
Кроме зелени и овощей партнёры выращивают ягоды — клубнику и землянику. Но пока лишь в качестве эксперимента, ягоды из автоматизированных теплиц ещё нельзя купить или встретить в ресторанах.
Овощи компания продаёт по стандартной оптовой цене. Например, магазин покупает один килограмм рукколы по 600–1200 рублей. При этом себестоимость рукколы iFarm — 432 рублей за кг. Цена держится на конкурентоспособном уровне, потому что при использовании вертикальных ферм нет затрат на логистику — продукция производится локально и не нуждается в обработке специальной химией для длительного хранения.
«Раньше ресторан покупал всё на оптовом рынке, рынок брал растения с перевалочной базы, а те — у локальных поставщиков. Поставщики — у импортёров. Вся эта цепочка приводила к тому, что цена на овощ увеличивалась в два раза. Кроме этого, чтобы овощи доехали, нужно их сильно обработать», — говорит Лысковский.
Предприниматель упоминает, что у компании нет цели конкурировать с локальными производителями овощей и ягод. Главные конкуренты iFarm — импортные производители клубники или рукколы.
Франшиза и планы на будущее
Сейчас iFarm ведёт переговоры и подписывает контакты более чем со 140 потенциальными франчайзи. По словам предпринимателя, проектом интересуются те, кто задумывается о здоровом питании или хочет уменьшить цепочку поставщиков для своего бизнеса. Отправить заявку на покупку франшизы можно на сайте компании.
Также предприниматель упоминает, что вскоре компания начнёт сотрудничать с крупными агрохолдингами, названия которых он пока не может разглашать.
Стоимость франшизы — 10 млн рублей. За эту сумму можно получить полностью оборудованную многоярусную вертикальную ферму площадью 200 м². По словам предпринимателя, такая ферма окупится за три года.
От стандартной франшизы модель iFarm отличается тем, что компания не настаивает на использовании их товарного знака. «Ведь когда ешь зелень в ресторане, на ней не стоит никакого товарного знака», — говорит Лысковский.
Пока iFarm продаёт франшизу в тех городах, где может лично поддерживать технологию — рядом с Новосибирском и Москве. В скором времени фермы появятся в Казани и Европе — для этого компания привлекла первый $1 млн инвестиций.
«Задача привлекать деньги связана не с тем, что мы сами не можем оплачивать расходы, а с тем, что сейчас нам нужно много тратить на развитие проекта, особенно на робототехнику. Десять программистов стоят дешевле, чем один движущийся по теплице робот», — упоминает Лысковский.
В будущем iFarm планирует открыть представительства на рынках со слабо развитым локальным производством, например, в Испании и на Ближнем Востоке. Первые привлечённые инвестиций пойдут на открытие объектов на одном из европейских рынков. Партнёры ещё не определились с городом — выбирают между Хельсинки, Барселоной или Ригой.
Предприниматель говорит, что спрос на их технологии также есть и в Канаде — возможно, вскоре они объединят несколько заинтересованных бизнесменов и откроют представительство и там.
По словам Лысковского, период инвестиций у компании продлится ещё около двух лет: в это время нет смысла говорить о прибыли, так как все деньги уйдут на развитие проекта. В основном на научно-исследовательские и конструкторские эксперименты: например, на вертикальных фермах используется 16 версия LED-ламп, разработанных инженерами iFarm.
На окупаемость iFarm выйдет, когда построит не менее 30 ферм. В среднем компания получает $1,5 за каждый квадратный метр посевной площади.
Источник vc.ru