Масштабируем бизнес во франчайзинговые сети для увеличения чистой прибыли

Крутой воппер. Кто помогает Burger King догнать и перегнать McDonald's

07.07.2019

Дэниел Шварц, 38-летний менеджер 3G Capital, возрождает Burger King, сеть быстрого питания с 60-летней историей

В 2013 году перед менеджером фонда 3G Capital Дэниелом Шварцем стояла нетривиальная задача: превратить сеть быстрого питания Burger King с 60-летней историей в нечто выдающееся. Он стал генеральным директором сети ресторанов, после того как 3G Capital купила Burger King. Тогда ему было 32.

Когда Шварц возглавил сеть Burger King, она была отстающей по сравнению с конкурентами: меню было запутанным, а продажи нестабильными. Рестораны Burger King в среднем приносили вдвое меньше, чем сеть McDonald’s. «Там, где низкая производительность, всегда есть и возможность», — рассудил Шварц. Первым делом он урезал накладные расходы в штаб-квартире в Майами, оптимизировал процесс приготовления блюд и раздал пакеты акций компании менеджерам среднего звена. Затем Шварц сократил фонд заработной платы и капитальный бюджет, продавая принадлежащие компании франчайзинговые магазины.

С тех пор Burger King превратился в Restaurant Brands International (RBI) после еще нескольких сделок 3G, и акции RBI растут. В прошлом году Burger King открыл 1000 ресторанов по всему миру. Для сравнения: McDonald’s — 600 ресторанов.

McDonald’s по-прежнему лидирует по выручке, но Burger King догоняет конкурента. В США сеть Burger King увеличила средний объем продаж на 30%, до $1,4 млн с одного ресторана, в свою очередь, McDonald’s получил прирост всего на 20%. Успехи Burger King, конечно, резко контрастируют с тем, что происходит с другой портфельной компанией 3G Capital — Kraft Heinz. В феврале Kraft Heinz сообщила о списании активов на $15,4 млрд, это стало сигналом того, что ее традиционные бренды в сфере питания теряют стоимость.

В Burger King ситуация иная: основной доход ее материнской компании приносят франчайзи. Так, в прошлом году RBI получила $5,4 млрд, это на 17% больше, чем в 2017-м. Выручка McDonald’s при этом снизилась на 8%. «Много ли компаний, существовавших с 1950-х годов, увеличили выручку на 10%?» — говорит Шварц.

Для корпорации, которая контролирует 26 000 точек общепита с общим объемом продаж $32 млрд, Restaurant Brands достаточно мобильна. Три месяца назад компания представила акцию Whopper Detour: Burger King предлагал свой фирменный воппер за один цент, если клиент заказывал еду через приложение BK phone, находясь в радиусе 180 м от ресторанов McDonald’s. В феврале вышла 45-секундная реклама Суперкубка с Энди Уорхолом в главной роли, который медленно разворачивает и методично ест воппер. Пока шла эта акция, приложение Burger King находилось на первой строчке в чартах App Store. А на всем протяжении Суперкубка «Энди Уорхол» был самым популярным запросом в Google.

Шварц может сделать сеть фастфуда достаточно крутой и для нового поколения клиентов. Компания планирует использовать для бургеров котлеты из растительного белка от Impossible Foods — стартапа, в который вложились Билл Гейтс и венчурное подразделение Alphabet.

Для Шварца прошедшее десятилетие было богатым на события. Долговязый парень с широкой улыбкой и привычкой размахивать руками, Дэниел Шварц в 2001 году окончил Корнелл с дипломом в области прикладной экономики. Четыре года спустя он получил работу в 3G Capital, частной акционерной фирме, которая стала известна благодаря слиянию Anheuser-Busch и InBev (а позже благодаря печально известному слиянию Kraft и Heinz).

Шварц стал партнером 3G в возрасте 27 лет. «Группа инвестирует в молодых и предоставляет им возможности, — говорит он. — Я усердно работал и доказал, что мне действительно все по плечу. Я всегда ставлю на первое место бизнес и компанию». Его жена это терпит, возможно, потому, что сама привыкла работать допоздна — она врач ординатуры.

Когда Шварц стал искать интересные сделки для 3G Capital, Burger King выглядел заманчиво. «Если бы я спросил свою жену или маму, — говорит Шварц, — как вы думаете, сколько стоит Burger King, если McDonald’s стоит $70 млрд? Они бы ответили: $30 млрд».

3G купила сеть за $4 млрд, включая долги, заплатив премию 46% за торгуемые на бирже акции. Шварц тогда решил, что хотел бы поработать с этим бизнесом: «Я хотел быть частью этой истории, а не просто сидеть в офисе и получать ежемесячные отчеты».

В 29 лет Шварц стал финансовым директором сети. Получив должность, он продал корпоративный самолет и попросил сотрудников использовать Skype для бесплатных международных звонков. Чтобы понять, как функционирует бизнес, он работал посменно в ресторанах сети в Майами на разных позициях: чистил туалеты, готовил гамбургеры и обслуживал клиентов.

В 2012 году компания Burger King снова стала публичной, а в июне 2013 года Шварц получил должность исполнительного директора. В следующие 18 месяцев акции Burger King выросли вдвое, а McDonald’s потерял 8%. Шварц сосредоточился на продаже гамбургеров, но не растерял чутье венчурного инвестора. В 2014 году Restaurant Brands приобрела канадскую сеть кофеен Tim Hortons, а в 2017-м потратила $1,8 млрд на покупку сети ресторанов Popeyes (блюда из курятины).

Уоррен Баффет вложил $3 млрд в акционерный капитал, чтобы помочь финансировать сделку с Hortons. Так же поступил и Билл Акман, чей хедж-фонд Pershing Square владеет 5% акций Burger King, 3G Capital принадлежит 41%.

Второй по величине акционер компании — сотрудники, имеющие более 5% акций, это те, кто инвестирует свои бонусы в акции RBI. Почти все 300 менеджеров среднего звена (их средний возраст 37 лет) владеют акциями. По крайней мере 100 из них стали миллионерами. Сам Шварц держит около $100 млн в виде акций и опционов.

«Как совладелец я чувствую себя комфортно, когда все ключевые сотрудники владеют большим количеством акций, — говорит Акман. — Это делает их менее сосредоточенными на краткосрочных задачах. Они гораздо больше нацелены на то, чтобы сделать этот бизнес более ценным через пять-десять лет».

Недавно Шварц был назначен исполнительным председателем правления, а исполнительный директор Burger King 49-летний Хосе Сил стал генеральным директором. «Мы ставим на людей, — говорит Сил. — Если они амбициозны и готовы работать усерднее, чем кто-либо, и ими движет что-то помимо зарплаты, они хотят сделать нечто большое».

Шварц живет во Флориде с женой и тремя детьми. Он работал в офисах RBI в Майами и Торонто, но теперь собирается проводить больше времени в офисе 3G Capital в Нью-Йорке, работая и над другими проектами. «Я не собираюсь быть генеральным директором в другой компании, — говорит он. — Но мы стремимся делать больше и со временем сможем купить еще один бизнес».

Или, возможно, восстановить некоторые компании, которыми 3G уже владеет. Может ли менеджер, изменивший Burger King, сотворить чудо со старыми брендами кетчупа и сыра? Его дипломатичный ответ: «Спросите меня через полгода. Тогда, надеюсь, я буду больше знать о бизнесе Kraft Heinz».

Бизнес 3G Capital — это не только покупки и продажи, но и создание компаний. Дэниел Шварц говорит: «Большинство обычных инвестиционных компаний, будь они на нашем месте, скорее всего, уже давно продали бы RBI. Мы не только не продали, но и купили другие бренды. Мы превращаем все это в большую компанию с долгосрочными перспективами».

источник forbes.ru